НИИМЕСТПРОМ
НИИМЕСТПРОМ
Научно-исследовательский центр  конструкторско-технологический институт местной промышлености
НИИМЕСТПРОМ
img
img

Смирнов А.Н. "Что не так в российском королевстве" (Стратегия бизнеса, № 53, 2010 г., с. 4-6)

Интервью опубликовано в журнале «Стратегия бизнеса», № 53, 2010 г., с. 4-6

По официальным данным за первый квартал 2010 года отток капитала из России составил примерно тринадцать миллиардов долларов, зарубежные инвестиции в нашу экономику – всего восемьсот миллионов долларов. Разобраться в причинах столь неблагополучного положения нам поможет председатель совета директоров ОАО «НИИМЕСТПРОМ», кандидат философских наук Смирнов Александр Николаевич

Вода течет туда, где ниже, в природе иначе не бывает. Также и капиталы текут туда, где меньше препятствий для осуществления  деятельности, где ниже налоговые ставки. Важно понимать, что если капитал течет из страны, это значит, что за пределами страны выгоднее работать. Отток капиталов из страны означает, что у нас выше, чем везде, ставки налогов, намного хуже условия осуществления предпринимательской деятельности. В этой ситуации положение может исправить только улучшение ситуации, снижение уровня запретов и поборов. Но ставить задачу модернизации всего и сразу неразумно, поскольку такая миссия невыполнима. Целей не должно быть много, необходимо обозначить одну или две приоритетные задачи  на определенный период. Достиг намеченного – двигайся дальше. Есть хороший пример в Японии, где устанавливается льготный режим налогообложения для определенной сферы деятельности на какой-то период. Бизнесмены сами решают,  выгодно ли им инвестировать средства в данное направление. Как правило, создаются реально выгодные условия для быстрого притока инвестиций. Бизнес знает точные сроки действия данного закона, в соответствии с этими временными рамками составляются бизнес-планы и осуществляется активная деятельность в намеченном направлении. По истечении заданного срока пересматриваются планы по реинвестированию в данные проекты, поскольку зачастую обозначаются иные приоритеты в экономическом развитии. Это называется промышленной системой. У нас в России такого понятия, как промышленная система, не существует. Цели нам не озвучиваются, а если и озвучиваются, то зачастую информация не соответствует действительности. К примеру, на научную деятельность в этом году правительство решило выделить из бюджета 100 млрд. рублей. Но, будучи руководителем именно научно-исследовательского института, который занимается современными разработками, я точно знаю, что нам никто не собирается выделять на научные исследования ни одного рубля. Это позиция нашего государства, и мы все знаем, что средства пойдут в совершенно определенные структуры, о которых мы никогда не узнаем. Но об этом знают все! В том числе западные коммерческие фирмы. Делать то, что хочется, и при этом надеяться, что никто об этом не узнает – позиция ребенка, или недоразвитого преступника.

Почему же не могут договориться бизнес и власть, словно не слышат друг друга?

Никто и не собирается слушать. Бывая на различных заседаниях и «круглых столах», я стараюсь высказать свою точку зрения на экономические процессы. Но в лучшем случае меня благодарят за высказанное, и ни одно конкретное предложение не  принимается. Это происходит потому, что чиновники предлагают бизнесу не то, что ему нужно, а лишь то, что они хотят даже не ему дать, а скорее от него получить. Поэтому интерес делового сообщества к таким собраниям пропал. Если раньше на совещаниях было большинство предпринимателей, то сегодня примерно две трети аудитории заполняются своими же чиновниками. Свободных мест в зале, как правило, нет, но в основном присутствуют люди из госаппарата. Из этого можно сделать вывод, что предприниматели не хотят участвовать в таких формальных сообществах, не ощущая реальной помощи для своего бизнеса со стороны власти. При этом каждый свои проблемы решает сам, что, конечно же, не способствует экономическому развитию в целом.

В других странах народ, несогласный с теми или иными решениями власти выходит на улицу, демонстрируя свой протест? Почему у нас этого не происходит?

Мы воспитаны по-другому. У нас страна большая, и если где-то на востоке разгонят протестующих, то в центре об этом даже не узнают. Поэтому никому не хочется «получить палкой по голове», проще жить так, как мы привыкли. Нам говорят – мы делаем. Если не нравится что-то, то зайдем с заднего крыльца, или просто делать не будем, или будем делать вид, что делаем. Это происходит до тех пор, пока власти не станет понятно, что этот процесс бессмысленный. Этому есть масса подтверждений. К примеру, налоги большие на зарплату введут - пожалуйста. Все будут искать обходные пути как их не платить, будут зарплаты в конвертах, количество занятых будет сокращаться. Мы уже проходили этот путь. От чего ушли, к тому и пришли. Власть придумала новый способ обойти пассивное сопротивление бизнеса: весь крупный бизнес практически национализирован в государственные корпорации, создана государственная монополия на все мало-мальски доходные виды бизнеса, частникам перекрыты доступы в ведущие сферы деятельности. Налицо построение нового государства в виде государственного капитализма, очень напоминающего бывший российский социализм. Но монополия не позволяет развиваться частной инициативе, поэтому отставание нашей страны будет усугубляться. Платить же назначенным безынициативным госчиновникам на промышленных предприятиях придется снова за счет выкачиваемых из российской земли полезных ископаемых. Мы пытаемся внедрить китайскую модель государственного устройства, хотя уже «пролетели» этот уровень.

В настоящее время мы наблюдаем, как даже ранее принятые Законы, поддерживающие частную инициативу, не действуют в самых разных сферах деятельности. Проходят и допускаются до конкурсов на выполнение государственных и муниципальных заказов зачастую только заранее аффилированные организации. Предприятию невозможно пробиться со своими предложениями. Как показательный пример, приведу  тендер, в котором принимало участие одно из наших предприятий. В одном из городов Новгородской области был объявлен тендер по проектированию очистных сооружений. Это именно то, чем мы непосредственно занимаемся. Участвовало всего два предприятия, что тоже является загадкой. В сегодняшних критических условиях меньше десяти-пятнадцати компаний в тендерах не участвуют. Сумма проекта, заявленная нами, была примерно вдвое меньше начальной и срок  выполнения работ – три месяца. К нашему удивлению выиграла  вторая компания, которая заявила сумму вдвое больше и срок выполнения проекта один день.

Это означает, что проект уже готов?

Никто этого не знает. Только отметим, что государственная экспертиза по закону выполняется за 45 дней. Эта структура выигрывает тендер. Мы обращаемся в антимонопольный орган, оспариваем результаты, указывая на явно недобросовестную позицию при проведении тендера. В ответ получаем отписку, что по закону каждый участник должен обозначить срок. Поскольку победитель конкурса срок обозначил, то тендер проведен без нарушений. Таким образом, все понимают, что это «подстава», что это неэтично, но, прикрываясь  законом, ведут нечестную игру. И государственный орган – антимонопольный комитет – поддерживает нечестную игру.

Проводятся ли тендеры без участия государственных структур?

В настоящее время большинство предприятий проводят конкурсы при привлечении исполнителей по выполнению тех или иных подрядных работ. Это позволяет привлечь наиболее надежных исполнителей за разумные деньги. В отличие от государственных структур, частные компании делают упор не только на цену, но более всего на качество и сроки выполнения работ. Это по настоящему хозяйский подход, который не грех было бы позаимствовать и государству. На своем или каком-нибудь специализированном сайте вывешивается информация с условиями проведения конкурса, и все заинтересованные организации, как правило, успевают узнать все требования заказчика и оценить собственные возможности. Поскольку такие тендеры проводятся под пристальным вниманием службы безопасности предприятия, то  проходят они более честно, хотя тоже бывают нюансы. Но в таких случаях руководителю, или ответственному за проведение конкурса труднее провести нечестную сделку, поскольку он находится под пристальным контролем службы безопасности, подотчетной хозяину (акционерам) предприятия. Бывают случаи, когда результаты тендера обнуляются, если возникают сомнения, и он проводится заново. С государственными структурами так не происходит, даже если есть явные нарушения в проведении тендера, их результаты в подавляющем большинстве случаев признаются. Как можно проиграть, предлагая меньшую цену и реальные сроки выполнения работ? Если даже нас, россиян, трудно убедить в нормальности такого подхода,  то иностранные компании тем более не могут понять такие действия. Как им объяснить, что в нашей стране происходят такие вещи, которые официально оправдываются государственными органами.

Может быть, нужно что-то изменить в правовой базе?

Законодательство у нас конечно слабоватое, но дело не в этом. Суть в том, что даже те законы, которые есть на сегодняшний день, либо не исполняются, либо ими пользуются,  кому как вздумается. Здесь можно говорить о том, что те функции, которые на самом деле присущи государственным органам, в том числе и органам местного самоуправления, соблюдаются только на уровне райцентров, сел, деревень, т.е. там, где все люди друг друга знают. Именно в малых муниципальных образованиях отношения между людьми этичные, поскольку человеку приходится жить в этом окружении. Если ты вор, то и воспринимать тебя и твою семью будут соответственно. Поэтому  в таких поселениях администрация, чаще всего, выполняет свои социальные функции. Что касается города более или менее крупного, где никто друг друга не знает, отношения иные. Каждый чиновник воспринимает других людей, которым что-то нужно, причем на законном основании, как обузу лично для себя. Часто мы слышим отговорку : «Вас много, а я один, или одна», при этом подобное отношение ненаказуемо. В данном случае органы государственного управления, либо самоуправления играют роль антисоциальную. Причина такого поведения в том, что никто не обозначил эту проблему. У нас нет наказания за нарушение этических норм, за антисоциальное поведение сотрудников органов государственного управления. Понятно, что уголовных преступников нужно наказывать, но есть и такие категории, как равнодушие, грубость, оскорбление людей, которые приходят за помощью в администрацию. Разве это не является антисоциальным поведением? К тому же чиновник находится в более привилегированном положении, от того его вина еще больше. Пока нет ответственности за такое поведение работников государственных структур, порядка с исполнением законов не будет.

Это, скорее, вопрос к общей культуре наших людей. Как такое положение можно исправить?

Очень легко, экономическими методами. Есть общий принцип управления: «Что поощряешь, то и получаешь». Как только ввели штраф за не пристегнутый ремень во время движения автомобиля, сразу все стали пристегиваться. Как только будет введена ответственность за некорректное поведение госчиновников, положение исправится, как по волшебству.

Сегодня много говорят об инновациях? Какие актуальные разработки есть у Вашего института?

Первое направление нашей деятельности – это промышленная экология. Мы занимаемся проектированием очистных сооружений. Второе –  разработка уникального состава для очистки тепло- и хладосистем «ЛИМЭП»,  который пока еще мало разрекламирован, но уже применяется  предприятиями, в том числе и в других республиках и областях. И к настоящему времени мы завершили разработку ветроэлектростанции, автономного автоматизированного ветроэнергетического комплекса «ВИНД-РОТОР». Сегодня мы приступили к изготовлению серийного образца. На крыше двенадцатиэтажного здания нашего института можно увидеть подобный комплекс. Безусловно, к энергосберегающим разработкам подобного типа есть интерес. Но для того, чтобы широко предлагать ветроэлектростанции широкому кругу потребителей, необходимо показать полностью работающий в промышленном режиме, серийно изготовленный образец, установленный в полевых условиях. В основном у нас все готово: и электроника, и генераторы двух типов, и сам «ветряк». Но серийный образец, который реально может послужить двадцать-тридцать лет, находится в процессе изготовления на собственном уникальном производстве. Вот только средств не хватает для завершения проекта. А как бы кстати пришлась государственная помощь? Только нашему государству ветряки не нужны.

Сколько времени занял процесс разработки от момента проектирования до изготовления серийных образцов и кто инвестировал данный проект?  

Примерно шесть-семь лет мы занимаемся данным проектом, хотя работа в целом еще не завершена. Финансирование осуществляли за счет заемных средств. С  наступлением кризиса испытываем определенные трудности со средствами. Что касается венчурных фондов, то есть определенная доля сомнений  на этот счет. Мы знакомимся с работой этих структур, анализируем информацию, которая выкладывается в Интернете. Складывается мнение, что далеко не все так просто, как  озвучивается. Либо они требуют оформить свое авторское право на все разработки, либо закладывают значительные процентные ставки на выделяемые суммы, даже выше, чем предлагают банки. На самом деле все венчурные фонды свои интересы защищают очень жестко, это такой же бизнес. Возможно, это правильно, но для нашего института этот путь не является эффективным.

Для кого в таком случае создаются такие фонды? Будет ли при таком подходе приток новых идей?

Скорее всего, такие фонды сориентированы либо на аффилированных лиц, либо на «одиночек», то есть на людей, которые не имеют своего капитала и готовы подписаться под любыми условиями. Из таких новаторов выбирают «самородков», хотя это чрезвычайно сложный процесс. Трудно определить, действительно ли то, или иное изобретение представляет какую-либо ценность. Как правило, большинство претендентов переоценивает свои возможности. Я неоднократно сталкивался с предложениями продать свои разработки, которые практически каждый изобретатель оценивал не меньше, чем в миллион долларов. Наши новаторы не готовы продавать свои изобретения за реальные деньги. Исходя из этого, можно оценить состояние нашего рынка научных технологий.

Возвращаясь к Вашей последней разработке,  расскажите, где можно использовать подобный энергосберегающий комплекс?

Это альтернативный источник электроэнергии, к примеру,  для домов коттеджного типа, причем в местах, где нет налаженной инфраструктуры, либо не хватает привычных ресурсов. Мы представляем свои разработки на выставках, выкладываем информацию в Интернете. Сегодня уже есть немало заинтересованных организаций и частных лиц в подобных комплексах. Тем более что наша разработка стоит относительно недорого и приспособлена к  российским погодным условиям. Мы будем разрабатывать некоторые модификации, которые смогут обеспечивать энергией небольшие пансионаты, поселки. Выгода в данном случае очевидна. Всем известны сегодня трудности с подключением к традиционным источникам, к тому же стоимость таких работ обходится чрезвычайно дорого. Поэтому использование наших ветроэлектростанций может стать выходом из положения для тех, кто хочет сэкономить и приобщиться к новейшим энергосберегающим технологиям. Промывочный же состав для теплосистем вообще не имеет аналогов и позволяет продлить жизнь тепловых коммуникаций с сохранением наилучших характеристик по теплоотдаче вдвое, если не больше.

к.ф.н. Александр Смирнов

© 2005-2010 ОАО "НИИМЕСТПРОМ" 603167, г. Н. Новгород, ул. Маршала Казакова, д.3
Rambler's Top100
Created by GraphitPowered by TreeGraph