НИИМЕСТПРОМ
НИИМЕСТПРОМ
Научно-исследовательский центр  конструкторско-технологический институт местной промышлености
НИИМЕСТПРОМ
img
img

Смирнов А.Н. "Об экологии и не только" (Стратегия бизнеса, 2011, №59, с. 6)

По вашему мнению, существует ли экологический кризис на планете?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала вспомнить, что такое кризис. Упрощенно кризис – это наихудшее переходное состояние от хорошего к плохому, либо от плохого к хорошему. Это понятие мы применяем, когда говорим о больном, имея в виду, что если в результате кризиса (наихудшего состояния) он не умрет, то пойдет на поправку. Этим термином мы оперируем, когда говорим об экономическом кризисе, правда, подразумевая при этом, что уж экономика то не умрет… Может быть, она будет отброшена назад лет на пять – десять, но все равно восстановится. Но то же самое мы можем сказать и об экологии – науке выживания в окружающей среде: конечно, экологические проблемы планеты будут решены. Вопрос только в том, останутся ли на планете люди?

Разрушение природной среды человеком в последние десятилетия приобрело характер истерии… Создается впечатление, что страны соревнуются в том, кто захватит и уничтожит (переработает) больше природных ресурсов, кто сильнее загрязнит океан, кто больше запустит ракет и спутников, выжигая при этом озоновый слой, кто сумеет избавиться от просроченных боеприпасов с наибольшей пользой для себя, и так далее и так далее… Такое ощущение, что происходит пир во время чумы. Все понимают, что Рубикон пройден, что дальше наступит конец, и поэтому празднование идет во все тяжкие.

Факты тревожные. Нефти, воды и газа из недр Земли выкачано очень много, но полости под землей остались незаполненными. При гигантском весе пород, образующих внешний слой земной коры, они неизбежно просядут. И просядут на километры. Возникнут новые моря, но образовываться они будут не мирно. Таяние ледников на полюсах добавляет массу воды в мировом океане, и эта вода ищет полости для затопления. Поэтому мечты россиян о том, что землетрясений и цунами на нашей земле не будет, являются лишь мечтами. К сожалению, сценарий развития событий может быть любым, кроме хорошего: плохим, очень плохим и катастрофическим.

Озоновый слой не успевает восстанавливаться, поэтому планета разогревается все сильнее и сильнее. Уже сейчас не в некоторых, а во многих странах летом нельзя выходить на улицу без верхней защитной одежды, несмотря на одуряющую жару: кожа может подвергнуться поражению. Это уже признак апокалипсиса.

Животный и растительный мир все беднее и беднее. Все чаще приходится решать вопрос об искусственном сохранении того, или иного вида, чтобы он не исчез вовсе. Многие виды животных остались на земле в единичных экземплярах. Количество землетрясений, ураганов и цунами увеличивается каждый год по сравнению с предыдущим.

Приходится сделать вывод, что мы являемся поколением, которое живет в годы экологического кризиса. Надежды на то, что на наш век хватит, а после нас хоть потоп, не оправдались. Нам самим придется пережить потоп, который мы и наши родители породили.

Что, по-вашему, должно стать результатом глобального экологического кризиса?

Что является результатом любого кризиса? Конечно, оздоровление. Для тех, кто не умрет, конечно. Можно с уверенностью сказать, что не умрет планета Земля. Растительный мир также невозможно уничтожить, он приспособится к любым условиям. Животный мир скорее всего сократится, но все же останется достаточно разнообразным. Люди тоже не могут все погибнуть. Погибнуть может только одно – человеческая цивилизация. Следовательно, экологический кризис – это наихудшее состояние человеческой цивилизации. Экономический кризис являлся лишь предвестником экологического. Все худшее произойдет в ближайшие годы.

Так что же, по-вашему, все так ужасно и сделать уже ничего не возможно?

Здесь лучше всего вспомнить сказку о двух лягушках, упавших в кувшин с молоком. Одна смирилась со своей судьбой и захлебнулась, а вторая барахталась, пока молоко не сбилось в масло, после чего она смогла выскочить из кувшина. Я предлагаю барахтаться, даже если это и выглядит бессмысленно. Но под барахтаньем я понимаю осуществление мер по экологическому преобразованию не природы, упаси бог, а человеческой цивилизации. Хватит преобразовывать то, в чем мы совершенно несведущи. Нужно преобразовывать то, что является угрозой для планеты, а как следствие – угрозой выживанию человечества – само человеческое общество!

И вы знаете, как это сделать?

Хотелось бы сказать, что да… К сожалению, один человек не может дать ответ на этот вопрос. Это труд – и труд всего человечества в целом. Приведу цитату из книги «Система социальной экологии», выпущенной группой авторов под руководством доктора философских наук профессора Зеленова Л.А. в 2010-м году:  «Поскольку система экологической деятельности существует ныне только теоретически, а практически экология в целом существует лишь как придаток экономики, то, если мы хотим сохранить и природу, и самих себя в нормальном, тем более в активном состоянии, нам необходимо все наши экологические усилия (и творческие, и практические) из ряда эпизодических, локальных, хаотических перевести в разряд упорядоченных, всеобщих, т.е. создать систему экологической деятельности, а, значит, опять-таки действовать единым фронтом всех систем деятельности с их функциями и компонентами. Это, кстати, тот случай, когда действительно альтернативы нет, все другие пути решения экологических проблем будут либо паллиативными (значит, вредными для природы и для нас), либо цинично-декларативными и привести могут только к гибели всего живого».[1]

Александр Смирнов

 


[1] Зеленов Л. А., Смирнов А. Н., Лысяк В. Л. Система социальной экологии. / Н. Новгород: ООО «Издательство «Дятловы горы», 2010 – 168 с., ISBN 978-5-902933-91-5, с. 133.

© 2005-2010 ОАО "НИИМЕСТПРОМ" 603167, г. Н. Новгород, ул. Маршала Казакова, д.3
Rambler's Top100
Created by GraphitPowered by TreeGraph