(Опубликовано в сборнике «Культурно-историческое
наследие народов Поволжья», ННГАСУ и Гуманитарно-
художественный институт, 2007, Нижний Новгород, с. 54-55)
Авторские права защищены
Роль органов
местного
самоуправления в развитии
народных
промыслов
Народные промыслы художественного и
художественно-прикладного характера занимали исторически важное место в
развитии экономического потенциала России, что, в частности, доказала
знаменитая Нижегородская ярмарка 1896 г. Ее высокие оценки со стороны и деловых
кругов, и художественной интеллигенции фиксировали не только
торгово-коммерческие результаты, но и высокий профессионализм представителей
народных художественных промыслов.
Важно заметить, что широкое развитие
народных художественных промыслов как в России, так и в других странах,
входящих в СНГ, имеет многовековую историю, а в конечном счете привело к
формированию, по свидетельству специалистов, более 244 видов таких промыслов.
При этом, Нижегородской области в этом отношении принадлежит приоритетное место
(Семеновская хохлома, Городецкая роспись, Павловские изделия из металла, Выксунское художественное литье и многое, многое другое).
Как правильно отмечается в ряде
публикаций Ю.В. Филиппова, народные промыслы всех видов развивались в тех
регионах, где природные условия затрудняли одноплановое
развитие хозяйства и способствовали занятию трудового населения различными
видами промыслов. Важно подчеркнуть, что местные органы власти, а также
предприниматели с самого начала приветствовали и поддерживали народные
промыслы, поскольку они сохраняли кадровый резерв в регионах и обладали
финансово-экономическим эффектом. Но на субстрате народных промыслов
утилитарного характера естественно как атрибут, складывалась и проявляла себя
художественная культура народа.
Вполне закономерно рассмотрение
народных художественных промыслов как одну из форм исторической памяти народа,
а именно как сохранение особенностей кустарно-ремесленного производства в
условиях ставшей и становящейся индустриально-промышленной эпохи. Особенность
кустарно-ремесленного (доиндустриального)
производства состояла в том, что любой кустарь, опираясь на народные традиции,
решал не только утилитарную задачу (создание полезной вещи), но одновременно и
серию других: художественную, техническую, экологическую, эргометрическую,
педагогическую. Это и дает основания определять всю совокупность народных
художественных промыслов как «народный дизайн». С промышленным дизайном
народный дизайн роднит комплексный подход. Этот аспект проблемы хорошо освещен
в двух кандидатских диссертациях: А.С. Балаболкин «Интегративный потенциал народных художественных промыслов
Нижегородской области» (ННГАСУ, 2006) и А.Н. Сидоров «Художественная культура
региона: проблемы социального управления» (ННГАСУ, 2006).
В рамках нашего исследования важно
отметить два момента:
а) народные художественные промыслы
всех видов обладают многоплановой функциональностью, т.е. решали и решают серию
взаимосвязанных социальных задач:
- производственно-экономические,
связанные с обеспечением сферы потребления необходимыми изделиями;
- мемориально-исторические,
обусловленные необходимостью сохранения и развития традиционного опыта народа;
- художественные, вытекающие из
эстетического совершенствования создаваемых промысловиками изделий;
- педагогические, определяемые
закономерным приобщением молодого поколения к традиционной культуре отцов и
дедов;
- социально-демонстрационные,
выявляющие уникальный творческий потенциал этнической культуры;
б) местные органы управления
регионального и муниципального характера и уровня в условиях кризисного
состояния экономической сферы России (сырьевые ориентации) могут и должны
максимально использовать накопленный исторический опыт народных художественных
промыслов. Это обеспечит и занятость трудового населения, и даст дополнительный
финансово-экономический результат.
|