(Статья
опубликована в журнале «Инвестиции
в
Приволжском федеральном округе», ноябрь 2007, с. 44).
Авторские права защищены.
Наука – это
тоже религия.
Ученые – атеисты в большинстве своем -
уверены, что все закономерности, которые они открывают, созданы не Богом. То
есть они вообще не созданы. Они просто существуют, объективно и вечно. Верующие
считают, что все сущее создано Богом. Вот главное противоречие между атеистами
и верующими.
Есть еще довольно важное отличие.
Верующие считают, что Богу не безразличны
надежды и чаяния людей, и что он о них заботится. А атеисты полагают,
что судьба человека в его собственных руках: как он ее спланирует, построит,
так и проживет.
На мой взгляд, это спор глухого со
слепым. Обе стороны правы и обе позиции справедливы и непротиворечивы. И в то
же время обе не могут служить ни доказательством существования Бога, ни
доказательством его не существования.
Действительно, и для Создателя, и
для всех людей важно, чего каждый человек добьется в жизни. Оцениваем мы каждого
человека по результатам, им достигнутым. Но в то же время ни у кого не вызывает
сомнений, что все достижения зависят от приложенных самим человеком усилий.
Неважно, как человек открывает какую
либо закономерность, либо закон, или пишет гениальную музыку – услышав ли, или
увидев их во сне, либо практически подобрав в результате тяжелого труда наяву.
В первом случае автор считает это провидением божьим, во втором случае
результатом труда.
Но вот вопрос: существовали ли
законы Ньютона до открытия их, или
закономерности химических элементов, открытые Менделеевым? Глупый вопрос,
правда? Конечно же, существовали.
Тогда другой вопрос. А существовали
ли до их написания гениальные музыкальные композиции Чайковского и Моцарта?
Конечно же, нет – ответите Вы. Конечно же, да – скажу я. Все, что открывается,
создается, или описывается людьми, уже существует. Мы лишь открываем это для
себя. И семь нот музыкального ряда, и семицветную радугу, и т.д. и т.п.
А гениальность открывателя
заключается лишь в том, что он один среди многих сумел получить доступ к
информации, затем смог понять, расшифровать и в понятном человечеству виде
подать «к столу» для всеобщего пользования. Поэтому сейчас должно появится
новое направление обучения людей – развитие способностей подключения к этому
единому энергоинформационному пространству, методов дешифровки этой информации
и ее фиксации.
И вот здесь наука должна максимально
приблизится к теологии. Ведь именно в эзотерике и теологии даны многочисленные
рецепты приведения организма человека в такое состояние, когда ему открывается божественное откровение с точки
зрения теологов, либо подключение к энергоинфор-мационному пространству с точки зрения ученых.
Далее мы сможем рассуждать об
энергоинформационной сущности Бога. Но это всего лишь следующая стадия споров
между атеистами и верующими. Однако для сегодняшнего исторического этапа это
все же шаг вперед. Противоречие не устранится. И это даже хорошо. В споре
рождается истина. В противостоянии (конкуренции) появится наилучшее решение. И
от этого выигрывают все: и атеисты, и верующие, - да и сам Создатель.
Человечество настолько увлеклось научным
познанием мира, что даже не заметило, когда наука превратилась в религию.
Действительно, заметить это было не просто. Когда основным принципом декларируется
противопоставление Богу, трудно заподозрить такое движение в создании
собственного Бога. Тем более, что нападки на идею божественного сотворения всего сущего
осуществляются довольно агрессивно. Как может верить в Бога тот, кто постоянно
критикует верующих и церковь, обвиняя их в необъективности, и признавая за
религией право только на моральное воспитание людей?
Первое, что подразумевает религия,
это признание того, что все сущее создано не людьми, а неким непознаваемым,
неопределяемым, не имеющим формы, образованием. В религиях это Бог, Аллах,
Всесильный, Создатель, Высшее существо.
В науке тоже есть такое образование.
Оно называется Природа. Ученые не претендуют на роль создателей открываемых ими
законов. Они соглашаются с тем, что Законы, открытые Ньютоном, лишь описывают
те закономерности, которые уже существовали на момент открытия этих Законов;
что число пи, постоянная Планка,
закон сохранения энергии, периодическая система Менделеева и множество других
закономерностей мироздания существовали до этих открытий, и будут существовать
даже после исчезновения Солнечной системы. На вопрос, кем же созданы эти закономерности,
следует ответ, что никем не созданы, так определено Природой. Но если
определено Природой, то это и есть то самое образование, не имеющее личностных
свойств.
Следовательно, признавая порядок и
наличие закономерностей построения существующего мира, наука признает некое
организующее начало. В нашем случае это
Природа. Вот Вам и авторитет. Авторитет, не имеющий личностных свойств, это
Бог, Аллах, Природа – все что угодно.
Признавая наличие организующего
начала, всякая религия разрабатывает методы познания этой силы. В христианстве
это пост и молитва, в восточных религиях – это медитации и определенный образ
жизни. В науке это научный метод познания. Научный метод познания подразумевает
наблюдение за событиями окружающего нас Мира, поиск закономерностей его
построения и использование полученных знаний на благо человечества.
Однако научный метод познания не
отрицает возможности получения знаний в виде интуитивного озарения, когда
теория высказывается задолго до того, как она может быть доказана. Но такой
метод познания сущего используется и религиями. Правда, в отличие от науки, в
религиозных практиках этот метод, называемый божественным откровением, является основным.
Но и в науке этот метод нередок.
Общеизвестно, что Менделеев увидел Периодическую таблицу во сне. Ньютон открыл
свои законы, проснувшись от удара
упавшего на него яблока, Моцарт спал
специально с ключами во рту над тазом, чтобы услышанную во сне музыку
записать, проснувшись от звона упавших
ключей, Бетховен, уже будучи глухим, продолжал писать свои совершенные
музыкальные произведения. Это могло быть только в том случае, если он услышал
эту музыку во сне.
Наука познает законы Природы
постепенно, по крохам. Но конечной задачей науки является полное открытие всех
закономерностей, в соответствии с которыми устроен Мир, а, следовательно, целью
ее является полное и всеобъемлющее
познание Природы.
В религиях целью является постижение
замысла Бога, т.е. иными словами цель та же, что и у науки. Правда, религии
проповедуют метод духовного самосовершенствования, позволяющий заслужить право
получить все необходимые знания непосредственно от Верховного Божества. Поэтому
и пути достижения целей у науки и существующих религий различны.
Наука преобразует окружающие условия
для достижения своей цели, а религии преобразуют человечество, самих людей. Что
важнее? Что умнее? Что грамотнее? На эти вопросы существует один корректный
ответ. Путей к вершине горы множество, а
вершина одна.
И религия, и наука необходимы для
развития цивилизации и приближения ее к
пониманию устройства мира. И делают они одно дело. И не нужно противопоставлять
науку и религию. Это две стороны одной медали. Понять это – значит, приступить
к конструктивному диалогу, к выработке
совместных решений, к более тесному сотрудничеству.
|