НИИМЕСТПРОМ
НИИМЕСТПРОМ
Научно-исследовательский центр  конструкторско-технологический институт местной промышлености
НИИМЕСТПРОМ
img
img

Смирнов А.Н. "План преобразования России. Часть 1"

План преобразования России.

 

           

Дмитрий Анатольевич Медведев в апреле 2013 года сказал в обращении к Государственной Думе, что готов ходатайствовать о присуждении Государственной премии тому, кто сможет представить план вывода России на уровень экономически развитых. Этим он признал, что такого плана у правительства до сих пор нет! Полное безобразие! Чем же вы занимаетесь, если у вас даже плана нет? Я подумал, что мог бы помочь России и начинаю разработку такого плана незамедлительно (вот нахал!). Публикацию предложений я буду производить постепенно, по мере готовности отдельных блоков. Писать постараюсь так, чтобы человек с любым уровнем образования мог понимать меня. Может быть, и премию дадут? Собственно, присоединяйтесь все желающие.

 

 

Часть 1

О системном подходе

 

           

Любая система, если упрощенно, подобна мельнице. В ней присутствует подача сырья (зерна), его переработка (измельчение) и выход готовой продукции (муки). Но циклы бывают также финансовыми, экономическими, интеллектуальными, творческими, спортивными, медицинскими и так далее и тому подобное. Любая работа представляет собой цикл. А цикл представляет собой систему. Иногда система включает в себя несколько циклов. Тогда каждый цикл выглядит аналогичным образом: подача, переработка, выход. Сложность системы измеряется лишь количеством циклов. Когда количество циклов достигает семи-десяти, они делятся и начинают образовывать укрупненные циклы, включающие в себя четыре-пять, иногда более мелких циклов. Потом укрупненные циклы образуют крупные и так далее. Так различают микро- и макро-уровень. К примеру, предприятие производит тракторы. Это макроуровень предприятия – его конечный продукт. На входе материалы, комплектующие и энергия, в середине промышленный процесс производства, на выходе – готовая продукция. Средний уровень разделен на цеха и производства. К примеру, литейный цех отливает заготовки, кузнечный эти заготовки кует, цех механообработки с помощью станков превращает поступающий материал и заготовки в детали трактора, в сборочном цеху из деталей собирают конечное изделие. Микроуровень представляют отдельные участки, объединенные производственным циклом, или специализацией. Допустим, токарный участок, фрезерный участок, участок по сборке приборной панели и т.д. и т.п. Но на уровне страны эти выпускаемые на предприятии трактора образуют микроуровень. На макроуровне же используется понятие валового национального продукта, включающего совокупную массу всего произведенного в стране продукта за определенный период времени (обычно год, три, или пять лет).

 

Любая деятельность системна и состоит из циклов. Следовательно, всякая система циклична. Поэтому, создавая систему, мы создаем цикл, состоящий из входящей информации, продукции, или финансов, процесса переработки их, и получения готового конечного продукта, будь это деньги (прибыль), продукция, технологический процесс, процесс управления событиями, экономикой, обществом, страной, миром и т.д. и т.п. – все зависит от поставленной задачи. Успешность созданной системы оценивается по результатам, далеко не всегда имеющим денежное выражение. Это может быть средний уровень жизни, или средняя продолжительность жизни; средний прирост населения, или его убыль, средний уровень образования, или достижение лидирующих позиций в какой-либо области (спортивной, высоких технологий, в космической отрасли, медицине и т.д. и т.п.).

 

Мы в первую очередь должны правильно определить циклы, являющиеся входящими элементами такого понятия, как «Страна». На наш взгляд, в упрощенном виде «Система «Страна» состоит из 4-х циклов:

 

  • Территории;
  • Населения;
  • Промышленной системы;
  • Государства;

 

Именно в этом порядке и именно 4-х самостоятельных систем, являющихся одновременно циклами по отношению к стране. Поэтому когда мы говорим об экологии, наличии, или отсутствии полезных ископаемых, лесах, реках, горах, морях, флоре и фауне, мы имеем в виду территорию страны. Постановка целей вроде всеобщего образования, достижения определенного уровня жизни, обеспечения культурного, интеллектуального, этического и т.п. уровней живущих на данной территории людей относятся к системе населения. Развитие промышленности и науки до определенного уровня входит в задачи промышленной системы страны. И, говоря о демократии и тоталитаризме, капиталистической, социалистической, или иных системах государственного устройства и государственного управления, мы имеем в виду систему «Государства».

 

Необходимым условием существования системы является собственно сама цель ее существования. Без цели не будет известен конечный продукт. Следовательно, никто не будет знать, какие материалы должны быть на входе и как их следует переработать. Поэтому при создании любой системы первым условием является определить ее цель и конечный продукт! Это не одно и то же. В ранее приведенном примере с мельницей получение муки является конечным продуктом цикла, а вот целью организатора системы – мельника, является обеспечить своей семье наилучшие условия проживания. Таким образом, цель системы и ее конечный продукт могут не совпадать. Более того, они чаще всего не совпадают.

 

Не думайте, что все вокруг это понимают. Ничуть не бывало. Я помню времена, когда инженеров из НИИ и предприятий каждый год осенью отправляли в колхозы и совхозы, чтобы собирать картошку, которую отвозили на овощебазы, где она благополучно замерзала и сгнивала. А весной те же инженеры и школьники помогали грузить эту сгнившую картошку, чтобы вывезти ее на свалку. Это яркий пример отсутствия системы, правда, не по причине отсутствия цели, а отсутствия целостной второй части цикла – переработки, в данном случае сбора урожая и организации надлежащего зимнего хранения овощей. При этом нарушался и нормальный производственный цикл в НИИ, на предприятиях и в учебных заведениях, где забирали инженеров с высшим образованием, студентов и даже школьников. Естественно, как результат неправильных действий, страдала система обучения во всей стране, система производства и система научной деятельности. Это не могло не привести к сбоям на макроуровне, что мы и получили в конце концов. Картошки не стало больше от участия в этом процессе всего населения страны поголовно, пришлось разрешить этому самому населению завести дачные участки, на которых и вырастало все почему-то лучше, и сельхозпродукция сохранялась великолепно. А ведь дачные участки – это первое признание эффективности использования частной собственности. И промышленность оказалась неэффективной, потому что не обеспечила страну продукцией и налоговыми поступлениями после падения цен на нефть, в результате чего страна буквально с треском развалилась. И научные разработки держались в основном за счет разборки и копирования западных товаров, поэтому в стране не оказалось конкурентноспособной продукции к моменту падения «Железного занавеса» и началу свободной конкуренции на рынке. Все эти последствия мы получили из-за отсутствия «Системы Промышленности России» – одного из важнейших компонентов страны. Итак, основными условиями существования и действования системы являются наличие цели и определение конечного продукта!

 

Прежде, чем мы приступим к работе, нам следует также знать, что любая система может существовать лишь благодаря поощрению. Поощрения бывают моральные и материальные. Каждый, кто воспитывал ребенка, знает об этом не понаслышке. Любой, работавший в поле, или на производстве, также является настоящим экспертом в системе поощрений. Поощрять нужно не только людей, как вождей, так и простых солдат, ремесленников, крестьян и так далее, но и животных, растения, и даже богов (так было заведено исстари). Если мы не предусматриваем поощрений, то либо такая система нежизнеспособна, либо ее участники сами находят возможность получить поощрение, пусть даже и незаконным путем. Единственная действующая система, основанная на наказании, это рабство. Как бы мы ее не называли, под каким бы сладким соусом не подавали, все равно это рабство, то есть ограничение свободы, и предоставление небольшого количества пищи в обмен на труд.

 

Поэтому во всех иных системах, кроме использующих рабский труд, наказание не заменяет поощрения, каким бы образом мы не пытались это применить. Наказание само по себе не может поддерживать никакую систему в рабочем состоянии, оно лишь призвано оградить имеющуюся систему от проникновения в нее недоброжелателей, врагов, диверсантов, пытающихся разрушить систему. Системный подход подразумевает наличие поощрения тех критериев, которые хотелось бы получить, и наказание тех последствий, которых бы не хотелось иметь. Итак, любая система должна быть основана на поощрении! Это неотъемлемый компонент системы, о котором часто забывают.

 

И, наконец, любая система подразумевает контроль на всех этапах. Вот, собственно, и все в общих чертах о структуре любой системы. Когда Япония решила стать из отсталой страны милитаристской направленности развитой державой, она привлекла лучших специалистов мира для построения промышленной системы и благодаря следованию разработанному плану всего лишь за 20 лет превратилась в одну из ведущих мировых держав. Но там одновременно изменились все четыре входящих цикла, хоть чаще всего упоминается лишь один: промышленная система. Китай, всего лишь немного подправив свою систему экономического устройства, за 20 лет явил миру чудо мощнейшего экономического роста.

 

В России, к сожалению, все не так. Разрушив предыдущую систему экономики страны до основания, мы не создали новой. Более того, и задачи такой до сих пор не стоит. Складывается впечатление, что руководство страны считает, что достаточно сесть на облучок, взять вожжи и взмахнуть кнутом – и телега поедет сама. Да не тут-то было… Конечно, все мы были воспитаны в Советском Союзе, считали, что умнее «Капитала» Маркса никто об экономике капитализма написать не сможет, а потому вошли в новую жизнь обманутыми, не понимающими и не знающими того, что Маркс мало что понимал в экономике, и мы благодаря советскому образованию сейчас вынуждены учиться заново, на своих собственных ошибках. Такова доля российских руководителей всех уровней. Мы должны учиться – в этом единственная возможность движения вперед. И первое, что мы должны понять, это то, что в любом деле требуется системный подход. 

 

Вообще, непонятно, почему в России отсутствует системный подход. Уже более 20-ти лет, как Россия перешла на рыночные условия хозяйствования, а мы ни разу не слышали от наших высших руководителей таких слов, как «Экономическая система», «Промышленная система», «Государственная система управления» и так далее. Складывается впечатление, что этим никто не занимается. Когда видишь, как президент и премьер-министр по телевидению «чехвостят» очередного провинившегося, понимаешь, что Россия в очередной раз пошла по своему особому пути и ввела систему управления страной, то есть населением, промышленностью, территорией и государством, которую можно назвать как «Рык из Кремля». Выглядит это может быть и эффектно, но работает, лишь когда есть избыток нефтедолларов. Как результат мы имеем сокращение количества действующих промышленных предприятий, бездумное клонирование госкорпораций, неэффективных по своей сути, в очередной раз тотальное воровство, и как результат – выстраивание вертикально ориентированной системы государственного управления, сориентированной на одного человека – президента страны. А ведь он не Господь Бог, который не ошибается! Давайте сначала честно ответим на вопрос: «Хотим ли мы жить в тоталитарном государстве?» И если нет, то тогда имеет смысл продолжить нашу работу по разработке плана построения новой России – экономически развитого государства с социальной направленностью, где уровень жизни соответствовал бы уровню жизни жителей развитых европейских государств.

 

И это все о системном подходе. Переходим ко второй части Плана.

 

© 2005-2010 ОАО "НИИМЕСТПРОМ" 603167, г. Н. Новгород, ул. Маршала Казакова, д.3
Rambler's Top100
Created by GraphitPowered by TreeGraph