Волжская
Болгария, или Волгария?
Волжская Болгария – что это такое?
Это государство на Волге и Каме, именуемое так по начало 13-го века н.э., когда
владимирский князь Юрий Всеволодович предпринял наступление на восток, на
Волгу, и подчинил эти земли, присоединив их к русским. В изложениях историков XVII – XX-го
веков мы находим упоминание о Болгарии, населенной разными народами с общим
наименованием Болгары. С какой стати люди разных национальностей вдруг стали
болгарами, при этом не изменив своей принадлежности к
родовым племенам, объяснить никто не берется. Потому что объяснить это и
невозможно. Не было никакой Болгарии на волжских берегах. Была Волгария, потому что все народы вдоль Волги именовались Волгары, или правильнее Волгари. Это наименование сохранилось
и по сию пору. До сегодняшнего дня живущие на Волге
говорят про себя: «Мы Волгари». Это чисто русское название, и оно неслучайно.
Происхождение его мы находим в древнерусских летописях. А ошибка произошла
из-за неправильного прочтения всего лишь одной буквы. И вот
уже «Волгария» превратилась в «Болгарию», а «Волгари»
в «Болгары».
Волга всегда являлась наиважнейшей транспортной
и торговой артерией многих регионов. Когда наезженных дорог было немного,
практически вся! торговля осуществлялась по рекам, причем как летом, так и
зимой. Поэтому все! проживающие вдоль рек народы были заинтересованы в
безопасности этих путей. Но как обеспечить безопасность на реке, проходящей
через десятки обособленных племен? К примеру, Волга проходила через территории словен, веси, кривичей, вятичей, берендеев, марьи, мордвы, печенегов, торок,
хазар и других народов. А если принять продолжением ее Каму, то народов было
еще больше. Мы знаем, что за пересечение границ каждое государство забирало у
купцов от 8 до 10 процентов стоимости товара. Представьте себе, что за проход к
Каспийскому морю
купцы заплатили бы каждый раз пошлину при пересечении границы. Торговля на
таких условиях была невозможной. Поэтому были выработаны общие правила
подорожной пошлины, которые не были столь накладны, но позволяли надеяться на
обеспечение безопасного прохода ладей и санных обозов по реке. Князья всех
поволжских племен брали такую подорожную пошлину и с нее кормились. Кроме того,
безопасность торговли позволяла получать любые товары в кратчайшие сроки.
Достаточно было послать с любым караваном весточку вверх, или вниз по реке. Так
же работала почта. Именно поэтому русский язык превалировал в торговых и
международных отношениях среди волжских народов, что система безопасной
торговли была разработана русскоязычными славянскими народами – словенами (новгородцами) и берендеями. Причем берендеи
играли основную роль.
Волга, ранее именовавшаяся Ра-рекой, а в
устье Итилем, в IV-м веке н.э. была переименована в
честь Вольги, славного царя берендеев – народа, жившего
на левобережье этой реки на территории между весью и марью (ныне входит в
Нижегородскую область). Об этом нам рассказывает «Книга Велеса». Одним из
сыновей Вольги был Волгарь. Он отвечал как раз за
безопасность реки и потому постоянно курсировал со своей дружиной по реке. Чтобы обеспечить безопасность не только от разбойников, но и от
образующихся в новых местах мелей, он оставлял в необходимых местах специальных
людей, которые обязаны были сообщать проходящим судам о подстерегающих опасностях.
Их в честь Волгаря стали называть волгарями. Так же звали и дружинников Волгаря.
Так же вошло в обиход обозначение людей, обслуживающих Волгу и питающихся с
нее. Это название оказалось столь удачным, что оно распространилось и на
некоторые районы Камы. Так имя князя стало нарицательным, а служилые на реке
люди стали прообразом бакенщиков. Эта система речного обслуживания оказалась
настолько удачной, что распространилась не только на Волгу, но и на Каму, а
потом и на другие реки Русов, Словен
и Артов, многочисленных славянских, а также других
дружественных им племен. Потому и пришлось историкам отделить от Волжских
булгар булгар Камских.
Потому до сих пор ученые не могут точно определить территориальных границ Булгарии, что находилась она на территориях размещения
различных народов. Сейчас Казань претендует на роль столицы Великой Булгарии, но не было такой страны, а было совместное
использование Волго-Камского бассейна, и было названо оно по имени Волги, что
является логичным и правильным. Потому и язык общения на Волге не был никогда
татарским, или арабским. Все войны русских князей с Волжскими и Камскими
болгарами велись лишь за право свободной торговли в бассейнах этих рек.
До сего дня на Волге существует традиция приветствовать
каждое проходящее судно, как бы сообщая ему: «Все в порядке, опасности нет.
Желаем удачи!» Этот обычай свято соблюдается на Волге всегда и везде с давних
времен и до настоящего времени. Если вы пообщаетесь с командами речных судов на
Волге, с людьми, обслуживающими ее безопасность, да просто проплывете по этой
реке хотя бы денька три, вы убедитесь в существовании особого сообщества
Волгарей. Оно как было, так и есть! Поэтому не так трудно понять, что не было
никакой волжской Болгарии, а была и есть Волгария –
страна волгарей, со своими законами и традициями. И страна эта находится на
реке Волге и вдоль ее берегов, и входят в эту страну самые разные люди самых
разных национальностей. Потому что страна эта основана по принципу служения на
реке Волге.
Только исходя из сказанного, возможно понять, почему вдруг возникла Камская Болгария,
ведь там народы жили уже другие? Опыт жизни на Волге был распространен и на
Каму, так как путь на Урал и далее в Сибирь лежал по Волге и Каме. Следовательно,
это был единый путь, который нельзя было разъединять. Что касается дунайских
Болгар, то достаточно проанализировать появление сармат из приволжских степей
на Дону и возле Крыма, затем взятие ими Крыма и полное уничтожение скифского
войска, а потом последующее переселение на север, на Дунай, где они и приняли
название Болгар. Сходство Дуная с Волгой и владение способом организации
судоходства на крупной реке вновь вернуло этому племени название Волгар. Таким образом, Волгары –
это название народов, обслуживающих и питающихся с Волги, а затем и других рек.
Понять это было невозможно немцам и
другим иностранцам, пытающимся трактовать нашу историю. Так и возникают
несостоятельные теории, когда русские названия пытаются трактовать иностранцы,
у которых русская «В» всегда будет звучать, как «Б». Но для любого русского все
сказанное элементарно и, в общем-то, не нуждается в пояснениях. Поэтому
пояснения мы даем для российских историков, излишне преклоняющихся перед
западными суждениями о нашей стране, которую, как те сами признаются, познать
не в силах. Для этого нужно родиться и вырасти в
России.
О том, что именно Городец на
Волге был признанным центром Великой Волгарии,
свидетельствует подписанный мирный договор о праве свободной торговли на Волге
и Оке в 1221 году между Волжской Болгарией и русским князем Всеволодом Большое
гнездо в городе Городце, бывшем в то время столицей Берендеева княжества. Совершенно очевидно, что именно с этим
событием связано и основание именно в этом году несколько ниже Городца по
течению Волги (всего-то в 60-ти километрах), в месте слияния Волги и Оки,
русского города Нижнего Новгорода. Кроме того, исчезновение в исторической
науке народа берендеев происходит именно в XIII-м веке. Только вот куда оно
исчезло и почему, объяснений нет. А объяснение довольно простое. После
подписания мирного договора с Русью княжество берендеев перестало существовать
в виде отдельного царства, а стало фактически русской землей. А так как
берендеи были славянским племенем, то ассимиляция произошла безболезненно, хоть
самобытное название берендеев еще долго применялось. Этим же объясняется
влияние берендеев на политику Киевской Руси. Это было большое и славное
славянское племя северного происхождения, участвовавшее во многих войнах,
заключавшее военные союзы и мирные договоры, в том числе с торками,
и оставившее в истории значительный след за исключением своего происхождения,
ведь происхождение их неизвестно. А берендеи помогали киевским князьям в их
борьбе со степняками, участвовали в походах на половцев, неоднократно вмешивались
и в междоусобные распри.
Все это отмечено историками, но почему-то
борьба берендеев с киевскими князьями на одной стороне против степных племен с
другой стороны, тем не менее, была оценена многими историками, как
свидетельство их тюркского происхождения. Где же здесь логика? Разве простое
степное племя вправе было заключать военные союзы и подписывать мирные
договоры? Нет, таким правом располагали лишь народы, обладавшие собственной
территорией и атрибутами государственной централизации.
А берендеево княжество, включавшее в себя ряд городов
на Волге, называвшееся также Великой Волгарией,
имевшее самые тесные дружественные и торговые отношения с Новгородом на
Волхове, обладало огромным авторитетом в древнем мире. Именно поэтому,
путешествуя по Руси, А.Н. Островский в пути от Переяславля
к Костроме встречается с русскими-берендеями из села Берендеево. И все люди
этой стороны названы Островским берендеями. Совершенно законное наблюдение.
Русские сказки также называют берендеев русским народом, рассказывая о
существовании «Берендеева царства». Слово «берендеи» чисто русского
происхождения и обозначает вид промысла. В древних русских сказаниях часто
употребляется сочетание слов «бортники и берендеи». Бортники – это люди,
собирающие мед диких пчел. Промысел берендеев заключался в вырезании из дерева посуды,
мебели, маленьких деревянных фигурок, игрушек, изображавшие животных, людей и
так далее. Поэтому-то бортники и берендеи – исконно лесные жители. К степи они
никакого отношения не имели. Берендеи по Волге и Каме путешествовали
практически по всему миру. Потому и поселения их встречаются во многих
регионах. К примеру, поселения берендеев есть и на Урале. Ближайшее
к Екатеринбургу – деревня Берендеевка, расположенная
в Абатском районе Тюменской области.
Географическое положение Городца на Волге свидетельствует
о его особой роли. Городец находился на границе как со словенами
(новгородцами), так и с Владимиро-Суздальской Русью, бывшей первоначально
частью Киевской Руси. Строительство Нижнего Новгорода призвано было ослабить
влияние столицы Волгарии – Городца, и перенести центр
торговли огромного Волго-Камского бассейна в город, принадлежащий Руси, что,
собственно, и произошло. Помогло укреплению Нижнего Новгорода его более
выгодное расположение на слиянии двух рек – Оки и Волги. Влияние Руси и
торговые пути шли через Оку, новгородцы и Волгары со
своей стороны контролировали Волгу. Поэтому столкновения было не избежать. Все
равно пришлось определить, кто является главным на двух реках. Русь победила,
поэтому-то и новгородцы перестали быть словенами, и волгары берендеями, а оба этих народа стали называться
русскими. Облегчило это переименование то, что оба народа были праславянскими.
Чтобы убедиться в огромном значении Городца на
Волге в древние времена, достаточно изучить его историю. «Городец — самый
древний и первый русский город на Нижегородской земле. Географическое положение
благоприятствовало ему стать ещё во второй половине XII века стольным градом,
мощной оборонительной военной крепостью на востоке Владимиро-Суздальской Руси. Занимая
выгодное местоположение на Волге и используя имеющиеся
природные богатства, Городец с давних пор стал центром развития промыслов и
ремёсел, крупным торговым городом. Ещё в XII-XIV веках, по
свидетельству летописей и археологических раскопок, Городец «славился
художественными ювелирными и металлургическими изделиями, искусными гончарами,
мастерами по выделке предметов из стекла и кости» [Т.В. Гусева. Древний
Городец по материалам новых раскопок. Записки краеведов. – Горький,
1983]. Городец — уникальный город по количеству и разнообразию народных
промыслов и ремёсел. В этом отношении он не имеет себе
равного города в Нижегородской области (здесь и далее информация приводится из
книги /Галочкин Н.М. Городец — город мастеров.
Рассказы краеведа. — Городец, социально-культурное управление
администрации Городецкого района, 1993).
Именно на городецкой земле развились
различные народные промыслы, ставшие впоследствии гордостью России. К примеру,
«Семеновская хохлома» - деревянная посуда, расписанная характерным для славян
растительным орнаментом, базируется в деревнях и селах неподалеку от Городца. Декоративная
роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким узором с
изображением различных растений, выполненным красным и черным (реже зеленым)
тонами и золотом по золотистому фону.
«Городецкая роспись», которая наносится на
игрушки и различные изделия из дерева, также входит в состав самых известных
художественных промыслов России. Яркая, лаконичная городецкая
роспись (жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная
свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки,
мебель, ставни, двери.
Палехская миниатюра развилась чуть выше по
Волге, но тоже недалеко от Городца, в поселке Палех Ивановской области. Это вид
русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из
папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла на основе иконописного промысла.
Для Палехских миниатюр (бытовые, фольклорные, исторические,
литературные сюжеты), выполненных яркими локальными красками по черному фону,
характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.
С давних времён городецкие плотники строили
коноводки, лодки, струги, расшивы. Особенно красиво и искусно делались здесь
расшивы, борта которых украшались самобытной городецкой резьбой. Расшива — это
деревянное плоскодонное судно. Нос и корма имели хорошую обтекаемость.
Перевозимые грузы хранились в трюме, а не боящиеся дождя — на палубе. Расшивы
были заменены баржами при появлении на Волге буксирных пароходов в 50-х годах
XIX века. Только за одну лишь
зиму 1844 года в Городце было построено 163 судна. Красиво отделанные искусной
рукой резчика, прочные и легкие на ходу, городецкие расшивы (баржи)
пользовались известностью по всей Волге, не имели себе равных. Кажущаяся
лёгкость, ажурность не мешала брать расшивам по 20–30 тысяч пудов груза.
Городецкие плотники славились своим
искусством настолько, что Пётр Первый вызывал их на
постройку военных кораблей в село Преображенское. По
распоряжению графа В. Орлова, городецкие крепостные плотники-корабелы
отправлялись на работу в его сибирские вотчины. Разве не признание это Городца
главным городом Волгарии?
Городецкие пряники выпекались на меду, на
патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями. Городецкий пряник
обладал высокими вкусовыми качествами. И был красив внешне. Отличительная
особенность городецкого пряника состояла также в том, что он был печатный.
Народные мастера затейливо вырезали доски (своеобразное клише), на которых были
фигурные очертания птиц, коней, шатровых башен в миниатюре, разные узоры и
дарственные надписи. Пряники долго хранились и могли быть перевезены купцами в другие страны и продаваемы как лакомство волгарское.
Городецкие мастера по выделке глиняной
посуды были известны ещё в глубокой древности. Ещё в течение XIII–XIV веков
Городец-Радилов считался крупным торговым городом, имел широкое развитие
промыслов и ремёсел. В землянке на ул. Овражная найден
сохранившийся каменный очаг с черепками глиняной посуды в ней. Ещё в середине XIX века славились гончары из
Смиркина, Шадрина, Ульянова и других деревень. До сих
пор жители этих мест помнят старых мастеров: Е.П. Мордвинова,
А.М. Мордвинова и других, которые делали много
узорчатой посуды с выдавленными рисунками, умели украсить изделия орнаментами,
сделать, например, ручку у кувшина для кваса в виде перевитого жгута, дать
поливу нарядными зелеными пятнами. Славилась расписной глиняной посудой деревня
Репино, где гончары выделывали изделия тонко и изящно. Мастера олифили кувшины,
покрывали их варёным маслом и по этому грунту наносили красочный узор. Традиции
старых мастеров продолжают в настоящее время гончары деревень Смиркина и Шадрина. Даже глиняная посуда разукрашивалась
затейливыми рисунками, что является явным признаком ориентирования мастеров на
продажу своих изделий в другие земли.
С незапамятных времен в Городце
производились ковка и литьё. Изготовлялись якоря, топоры, колокольные языки и
многие бытовые предметы. Ковка
якорей и колокольных языков составляла значительный промысел Городца. Якоря
делались весом от 80 фунтов до 80 пудов. В течение года выковывали изделия
валовым весом до 20 тысяч пудов. …По
народному преданию, в Городце с давних пор одна из улиц называлась Кузнецкой
(теперь имени Кожанова), находились кузницы — мастерские с горном для ручной
ковки металла, для подковывания лошадей. Кузнечным производством в Городецком
уезде к 1924 году занималось в Б. Песошнинской
волости 30 дворов, в Бриляковской — 12, в Зиняковской — 30, в Смольковской
— 26.
В лесных местах Узолы,
где речка приветливо и весело петляет между кустарников и травы, в соседстве с
родиной Хохломы, стоят старинные деревни Жбанниково и
Прокурино. С незапамятных времен здесь родилось
редкое, самобытное и веселое искусство — изготовление игрушек-свистулек из
глины. Деревня Жбанниково — своеобразное гнездо
промысла. Она была известна далеко за пределами Нижегородской губернии своими
мастерами–художниками. Прасковья Степановна вспоминает затейливого Лариона Трифоновича Потатуева,
самобытного мастера жбанниковской дудки, передавшей в
ней сказочность и доброту. Плели лапти, корзины, короба, было развито
ткачество.
Мне кажется, сказанного вполне достаточно,
чтобы историки свежим взглядом посмотрели на историю Волгарии
со столицей в Городце, где родились и жили князь Вольга
и его сын Волгарь, а также на всю
историю Руси в целом. Особое внимание я бы обратил на художественную
ценность всего, что изготавливалось славянскими мастерами, вплоть до пряников.
Это отличительная черта славянской культуры. Все эти факты совсем не сходятся с
недобрыми по отношению к нашему народу материалами, публикуемыми европейскими
учеными-историками. Они почему-то уверены, что славяне были диким народом, не
знавшим ремесел, а если что-то мы и производили, так только переняв у них, норманцев и немцев. Так что ж тогда русскую матрешку немцы
не придумали? А Ваньку-встаньку? А хохломскую
роспись? А городецкую роспись? Да и особых успехов в мореплавании тоже за ними
не наблюдалось. А у нас испокон веку было речное сообщение и морское
мореплавание на наших славянских судах. Причем ни немцы, ни шведы, ни греки, ни
варяги прохода по Волгарии не имели. Поэтому выход в
Каспийское море и торговлю с югом и востоком осуществляли лишь словены (новгородцы), Русь (Киевляне), Арта
(Волго-Окское междуречье) и собственно сама Волгария,
т.е. народы, живущие на ее берегах, и прежде всего заволжские берендеи. Рюрик переименовал словен (Новгород
на Волхове) и Арту
в Русь. Волгария Русью стала именоваться не сразу, а постепенно,
частями переходя под ее влияние. Но заложены предпосылки к этому были в
незапамятные времена.
Хочу призвать российских историков занять
более принципиальную позицию в восстановлении исторической правды о славянах и
народах, населявших нынешние территории России, и не только в нашей стране, но
и на международной арене. Народ нуждается в вашей поддержке и защите.
|