НИИМЕСТПРОМ
НИИМЕСТПРОМ
Научно-исследовательский центр  конструкторско-технологический институт местной промышлености
НИИМЕСТПРОМ
img
img

ПУБЛИКАЦИИ

Пургин С.А. "Перспективы использования альтернативных источников энергии", журнал "Инвестиции ПФО" июль 2006 г.

Тематика конгресса международного научно-промышленного форума «Великие реки» этого года была сконцентрирована на проблемах экологической, гидрометеорологической и энергетической безопасности. В рамках секции «Альтернативные источники энергии. Водородная энергетика» подробно были рассмотрены проблемы и дальнейшие перспективы развития альтернативной и водородной энергетики в Нижегородской области.

В настоящее время по всем видам альтернативного производства энергии (АПЭ) Россия находится на одном из последних мест в мире. В нашей стране отсутствует правовая база для внедрения АПЭ, нет никаких стимулов для развития этого направления. В стране отсутствует отрасль, объединяющая все разрозненные разработки в единый стратегический замысел. В концепции Минтопэнерго АПЭ отводится третьестепенная, вспомогательная роль. В концепциях РАН РФ, ведущих институтов, отраженных в программе “Экологически чистая энергетика” (1993 г.), практически отсутствует стратегия полномасштабного перехода к альтернативной энергетике и по-прежнему делается ставка на малую, автономную энергетику, причем в весьма отдаленном будущем. Что, конечно же, скажется на экономическом отставании России, а также на экологической обстановке как в стране, так и в мире в целом.

Рассматривались на конгрессе и проблемы, связанные с альтернативными видами топлива для автомобилей. Необходимость развития этого рынка очевидна и не только актуальна, но и неизбежна в перспективе. Поскольку общие закономерности использования альтернативного топлива для автомобилей в Нижегородской области характерны и для других регионов России и могут различаться только количественными параметрами, то опыт работы компаний, работающих с альтернативным топливом, будет достаточно полезен. Н. А. Сидоров (ЗАО «Реал-Инвест», Нижний Новгород) поделился опытом и проблемами использования пропан-бутана в качестве альтернативного топлива для автомобилей в Нижегородской области. Также рассматривалась перспектива замены пропан-бутана водородным сырьем.

Не решены пока технические вопросы эффективного способа получения сырья, его хранения и использования. С проблемами водородного материаловедения на конгрессе выступил В.М. Чертов из Центра содействия развитию (г. Москва). В устройстве водородного электромобиля всего виднее те особенности, по которым можно выяснить возникшие проблемы. В конструкции водородного автомобиля специфическими устройствами являются емкость для хранения и транспортирования водорода, трубопровод от емкости к электрохимическому генератору и сам генератор.

Изготовление емкости (бака, баллона) для хранения сжиженного водорода несет в себе одну главную проблему – необходимость обеспечения суперизоляции для сведения к минимуму потерь от испарения: все-таки –253оС! Материалами баллонов для хранения водорода под давлением могут быть плотные сплавы: сталь низкой и средней прочности, титан и его сплавы (после особой термической обработки), алюминиевые сплавы.

Обратимся к самому электрохимическому генератору. Энергия в нем получается в результате электрохимической реакции соединения водорода и кислорода, обратной электролизу воды. В процессе участвуют особая полимерная мембрана, пропускающая ионы водорода, и катализатор, на нее нанесенный. Мельчайшие частицы платины являются лучшим катализатором реакции, но они же и усложняют, и весьма удорожают технологию изготовления генератора.

Другой проблемой является повышение коррозионной стойкости электродов, через которые проходит образующийся при реакции ток. Одно из решений – титановые электроды с нанесенным специальным покрытием (тоже не очень дешевая технология).

Еще одно обязательное устройство – это система безопасности с высокочувствительным по водороду датчиком и исполнительным механизмом, при малейшей протечке отключающим поток водорода и заменяющим его нейтральным азотом (один из возможных вариантов – замораживание всей системы).

Несмотря на наличие ряда проблем, конструирование, изготовление и испытания партий опытных и даже серийных автомобилей расширяются в мире быстрыми темпами.

По прогнозам, переход на водородную экономику будет осуществляться неравномерно в географическом и геополитическом пространстве Земли. Особую миссию здесь призваны выполнить отдельные экологически и промышленно нагруженные города и мегаполисы. К таким городам можно отнести г. Саров, в котором отмечена наивысшая концентрация автомобильного транспорта. На 100 километров автомобильных дорог здесь приходится 30 000 автомобилей. Такой плотности автомобилей нет ни в одном городе России.

Спецификой Сарова является большой потенциал научных и инженерно-технических кадров, которые наиболее подготовлены к решению актуальных задач водородной экономики. В Сарове функционирует пока единственное в Нижегородской области предприятие НТЦ «ТАТА», которое ориентирует свою деятельность на водородную экономику.

В соответствии с данными Управления научно-технического прогресса Минэнерго РФ, в настоящее время более 70 процентов территории России с населением 22 млн человек не подключено к федеральной энергосистеме и является зоной децентрализованного энергоснабжения. Существуют целые регионы, где занятость населения и его жизненные блага напрямую зависят от своевременной доставки органического топлива к тепловым и дизельным электростанциям. При постоянном росте цен на органическое топливо и расходов на его доставку потребность в альтернативных источниках энергии по всей территории России возрастает.

Эту проблему решают и в Нижнем Новгороде. Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт местной промышленности ОАО «НИИМЕСТПРОМ» (ранее - институт «РОСНИИМЕСТПРОМ») представил на конгрессе его генеральный директор А. Н. Смирнов. Институт, созданный в 1967 году и осуществляющий свою деятельность на рынке научно-технической продукции и услуг, располагает собственными площадями, может разработать и внедрить технологии, спроектировать и поставить технологическое оборудование для различных производств.

В 2003-2006 гг. здесь был выполнен большой объем поисковых работ с целью определения новых актуальных направлений. В качестве одного из основных направлений принята проблема «Ресурсосбережение». Накопленный ранее опыт позволил поставить задачу создания энергетического оборудования с использованием нетрадиционных источников энергии. Тщательно собрана и проанализирована информация по развитию нетрадиционной энергетики в России, странах Европы и Азии, проведены патентные исследования, изучены различные предлагаемые и действующие проекты.

Одним из видов возобновляемых источников энергии является энергия ветра. Нефтяной кризис заставил развитые страны искать замену сильно подорожавшей нефти и активизировать работы по созданию ветроэнергетических установок.

Общая установленная мощность ветроустановок в мире увеличивается быстрыми темпами: с 6000 мВт в 1996 году до 12000 мВт в 1999-м с прогнозом на 2008 год – 36000 мВт. Страны-лидеры в этом направлении - Германия, США, Дания, Испания, Индия.

В России ветроустановки используются не так широко. В настоящее время в нашей стране серийно производятся только малые ВЭС мощностью от 0,1 до 10 кВт, но интенсивно ведутся работы по созданию ветроагрегатов и ветростанций большой мощности.

Одной из причин недостаточного использования энергии ветра в России является то, что в большинстве регионов скорость ветра невелика и находится в пределах 3-5 м/сек., а большинство существующих ветроэлектростанций лопастного типа эффективно работают при высоких скоростях ветра (от 7 м/сек. и выше).

Изучение мирового и отечественного опыта показало, что в практике в основном применяются две группы ветродвигателей: с горизонтальной осью вращения (крыльчатые) и роторные с вертикальной осью вращения.

Крыльчатым ветродвигателям относительно мощных ветроустановок присущи некоторые недостатки. К примеру, с увеличением мощности растут их габариты. В реалистичной установке мощностью 2000 кВт диаметр колеса, по которому движутся крылья, составит около 80 метров. Соответственно вырастает высота установки (до 90 м и выше). Мощный двигатель имеет большие габариты, установки создают шумы, ультразвук и инфразвук, вредно воздействующие на людей и животных, они оказывают влияние на телевизионные и радиосигналы, создаются неудобства для движения транспорта, что делает нежелательным их размещение вблизи жилья. Сюда следует добавить сложность в производстве, эксплуатации, ремонте из-за размещения силовых агрегатов на высоте, рядом с крыльями, - отсюда высокие затраты на эксплуатацию.

В связи с тем, что установки эффективно работают при больших скоростях ветра и имеют высокую стоимость и затраты на транспортировку и монтаж, они не нашли широкого применения в Нижегородской области и других регионах России.

Учитывая недостатки крыльчатых ветроустановок, институт ведет работы по разработке ветроустановок с вертикальной осью вращения роторного типа, которые имеют следующие преимущества:

  1. Эффективная работа при малых скоростях ветра (от 3м/ сек и выше).
  2. Ветроустойчивость: при увеличении скорости ветра устойчивость повышается (эффект волчка).
  3. Работа при любых направлениях ветра и скорости ветра.
  4. Модульность конструкции, что позволяет набирать необходимую мощность за счет количества модулей.
  5. Возможность работы в стационарном и передвижном вариантах.
  6. Возможность размещения на различных площадях (крыши зданий, на земле и т.д.).
  7. Экологическая чистота (отсутствие шума, ультра и инфразвука и т.д.).
  8. Работы по проектированию, изготовлению и испытаниям ведутся за счет собственных средств института. Недостаточное финансирование данного направления замедляет темпы работ. Тем не менее институтом выполнены работы по проектированию и изготовлению ветростанции мощностью 15 кВт с возможностью установки на крыше 12-ти этажного здания ОАО «НИИМЕСТПРОМ».

Ветростанция запатентована. В ней применен низкооборотный генератор нового типа с электронным преобразователем, позволяющий при низких оборотах ротора получать напряжение 380 В (220 В) с частотой 50 Гц. При отсутствии ветра напряжение 220 В получается от аккумуляторных батарей через инвертор. Время работы от АКБ зависит от количества и емкости батарей.

Головной опытно-промышленный образец ВЭС-15 «Винд-Ротор» создан как прототип универсального типа ветроэлектростанций различной мощности, которые найдут применение как альтернативные источники электроснабжения небольших энергопотребителей (дачи, частные дома), социальных объектов и других объектов, удаленных от централизованного электроснабжения.

Готовятся проекты модельного ряда роторных ветроэнергетических станций наземного и «крышного» вариантов в широком диапазоне мощностей. Выпуск изделий планируется начать в 2006 году.

Представленные на конгрессе доклады показали, что у Нижегородского региона есть огромные потенциальные возможности для активного вмешательства в процесс перехода к альтернативной, в том числе водородной, энергетике. Мощная химическая, металлургическая, машиностроительная промышленность и научный потенциал способствуют этому. Дело - за волей и желанием законодательной и исполнительной власти, за привлечением бизнеса и научного сообщества. Тогда и начнется настоящее оживление на этом важнейшем участке бытия жителей региона.

Сергей ПУРГИН

© 2005-2010 ОАО "НИИМЕСТПРОМ" 603167, г. Н. Новгород, ул. Маршала Казакова, д.3
Rambler's Top100
Created by GraphitPowered by TreeGraph