НИИМЕСТПРОМ
НИИМЕСТПРОМ
Научно-исследовательский центр  конструкторско-технологический институт местной промышлености
НИИМЕСТПРОМ
img
img

Смирнов А.Н. "Формирование общественного сознания" (ИПФО, апрель 2007)

      Чтобы разобраться, что такое общественное сознание, как оно формируется, и каким образом можно на него воздействовать, журнальной статьи, конечно же, маловато. Однако основной закон формирования общественного сознания сформулировать можно. Для этого обратимся к образному мышлению.

     Представим сознание отдельного человека в виде круга. Теперь добавим еще одно сознание в виде еще одного круга. Теперь представим общение двух этих человек. В каких-то мнениях они совпадут, в каких- то – нет. На графической схеме это будет пересечением двух окружностей. Скажем так – вот именно это пересечение (наложение) и будет составлять их общее сознание. Все, что за пределами этого пересечения, назовем индивидуальным сознанием, а согласие двух индивидуальностей – общественным сознанием двух человек. Теперь добавим в эту схему еще сто миллионов индивидуальностей с их собственным сознанием. Вы видите, как уменьшилось поле согласия этого огромного количества человек. Оно стало едва ли больше булавочной головки. Но и это еще не предел – в каждом обществе существуют личности с наинизшим уровнем сознания. К ним можно отнести преступников, сумасшедших, бездомных и людей с животным складом восприятия. И все эти люди в любом государстве имеют возможность проводить свои взгляды в жизнь. Не думайте, что это невозможно – это возможно – и даже более—этим людям проще проводить свои взгляды в жизнь, потому что они не осознают и не могут сознавать опасность и пагубность этих взглядов.

    Допустим, что человек, который голодал, высказывает свой взгляд на воровство продуктов. Результат известен: он считает, что нельзя наказывать человека, совершившего кражу продуктов питания, когда он голоден. Чувствуете, что эта позиция вызывает ваше сочувствие? Ну а если в ходе преступления такой человек убивает другого – того, кто пытался препятствовать ему в хищении булки? Кто плохой – голодный, или хозяин булки? Казалось бы – дурацкий вопрос. Однако это не так. У каждого человека своя правда. Вы никогда не разговаривали с людьми в местах заключения? Я разговаривал…. Нигде и никогда я не встречал такого количества невиновных людей. Целые бараки невинных ягнят, подставленных одними нехорошими людьми и несправедливо осужденных другими. Практически невозможно среди заключенных найти человека, который бы признал наказание соответствующим его вине.

      Но эти люди не всегда находятся в местах заключения. Они в результате всегда выходят на волю – и вот тогда они активно включаются в обмен информацией и, как следствие – в формирование общественного сознания. Такое влияние происходит не всегда публично, а чаще через близких – матерей, жен, детей, братьев и друзей – но оно происходит всегда и всенепременно.

      Поэтому мы должны включить их индивидуальное сознание как фактор, формирующий общественное сознание. Таким образом, при наложении всех индивидуальных сознаний, мы можем заметить одну закономерность, которая и представляет основной закон формирования общественного сознания: Общественное сознание коллектива определяется индивидуальным сознанием наинизшего в своем развитии индивидуума. Часто именно такой человек одновременно оказывается лидером этого коллектива, хотя это не обязательно.

     Неспроста в русской поговорке говорится, что страна достойна своего руководителя. Можно привести пример, когда в Нижнем Новгороде мэром избрали неоднократно судимого Андрея Климентьева. Или в Феодосии мэром избрали бывшего рэкетира.  А чего стоят примеры, сложившиеся на Украине? За пост президента борются люди, ранее судимые за изнасилование, воровство и хулиганство. А главная вдохновительница оранжевой революции Юлия Тимошенко не может выехать из Украины, потому что она разыскивается Интерполом и Российской прокуратурой за крупные хищения в международном масштабе. Именно на Украине сложилась новая народная примета: «если политика посадили, значит, скоро его назначат в правительство». И действительно, на Украине непросто найти политика, не имевшего криминального прошлого. Да что постсоветское пространство – в Перу два срока правил японец по происхождению, вывезший огромные культурные ценности за пределы страны, а после скрывшийся под защитой японского гражданства президент.

      Американский президент Билл Клинтон, чтобы отвлечь общественность от сексуального скандала, срочно начинает бомбить Ирак. Международные террористы считают себя вправе убивать невинных людей. Про папский скандал, выявивший гомосексуальные наклонности большинства католических священников с молоденькими служками, просто противно упоминать. За семьсот лет существования Инквизиции сожжены и убиты миллионы людей, причем далеко не всегда даже инакомыслящих. Мировую известность приобрело высказывание аббата Арнольда – Амальрика при захвате города Безье на латыни: «Caedite eos. Novit enim Dominus qui sunt eius». Что означает: «Убивайте всех, Бог узнает своих». (Oldenbourg, op. cit., p.116,; OShea, op. cit., p.84; Burl,op. cit., p.44)

     Заметьте, все эти факты я привожу вовсе не с целью осудить кого-либо, а единственно с целью доказать основной закон формирования общественного сознания. Все эти лидеры стали таковыми, потому что их представления удовлетворяли требованиям большинства населения. Именно общество сформировало своих лидеров. К примеру, к смертной казни огромное количество населения планеты относится положительно. А ведь это элементарная готовность к убийству, как бы это не пытались представить. Именно поэтому наиболее прогрессивные страны ввели мораторий на смертную казнь, либо отменили ее применение в законодательном порядке полностью. Приятно, что в число этих стран вошла и Россия. Данная мера относится уже к способам формирования общественного сознания, когда государство, пользуясь своим огромным авторитетом, формирует этические нормы. США, к примеру, скорее ввело право на убийство, чем мораторий на него. Тем самым это государство заложило основу своего падения наподобие Римской империи, Великого Исламского государства, или Советского Союза. Ибо «Как аукнется – так и откликнется».

     Зная основной закон формирования общественного сознания, можно принять грамотные меры к повышению его уровня. Например, принимаемые рядом стран усилия по улучшению содержания осужденных в тюрьмах, замене системы приютов и детских  домов на систему усыновления, организации бесплатного питания людей, не имеющих средств к пропитанию и строительство бесплатных больниц для малоимущих как раз и направлены на повышение индивидуального сознания наиболее проблемных слоев населения.

      Бывшие заключенные должны выйти из мест лишения свободы подготовленными к нормальной жизни: в обязательном порядке обученными различным профессиям, ориентирующимися в повседневной жизни и без вредных привычек, среди которых особенно опасны агрессивность, пренебрежение к закону, а также привычка к наркотикам и гомосексуальным связям.

      Усыновленные дети получат лучшее воспитание и образование, чем в детских домах. В противовес ранее высказанному критическому отношению к смертной казни в Америке, там эту проблему как раз и решили: усыновителям платят хорошие деньги. Приблизительно от 20 до 40 тысяч долларов в год на одного ребенка. Поэтому там существует большая очередь на усыновление, так что зачастую родители усыновляют детей из других, менее благополучных, стран. Но, естественно, намного важнее то, что воспитанные в семье дети  будут чувствовать себя полноценными гражданами общества и не будут разрушать общество изнутри, как зачастую происходит с детьми, воспитывавшимися в детских домах.

      Итак, мы коснулись мер повышения уровня общественного сознания, начиная с наиболее проблемных слоев населения, таких, как бездомные, сироты и преступники. Работа  с ними даст наиболее эффективный результат, так как по определению основного закона формирования общественного сознания именно они прежде всего определяют уровень общественного сознания всей страны, всего человечества. Именно прежде всего на работу с ними была направлена величайшая идея создания религий, которая полностью оправдалась, в результате чего сегодня мы можем ставить перед обществом новые цели его развития.

      Приятно видеть, как в нашей стране приступили к созданию системы местного самоуправления, призванной пробудить инициативу простых людей, помочь им постепенно научиться брать на себя ответственность за свое будущее, самим строить это будущее, не ожидая указаний «сверху» по любому, самому пустяковому поводу. Это сложно, это не всегда приятно, но именно эта работа позволит нам изменить себя, а, значит, и общество.

      Актуальной задачей также является создание национальной идеи России, а в рамках планеты Великой идеи развития и преобразования всего человечества. Для формирования национальной идеи необходимо начать с воссоздания объективной истории России. При этом история должна описываться положительно и объективно, как необходимое накопление опыта. Такая работа уже ведется. За последнее десятилетие опубликовано большое количество исследований развития российского этноса, подтверждающих существование его на протяжении нескольких тысяч лет. «Книга Велеса», к примеру, сравнима по значимости с мифами древней Греции. Стали доступными ранее скрывавшиеся сведения  об интересных археологических находках, отодвигающих историю населяющих Россию народов на несколько тысячелетий. Среди таких, к примеру, Аркаим – поселение на южноуральской реке Синташте, где были обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей руды и выплавкой металла, относящихся предположительно ко 2- му тысячелетию до н. э., то есть тогда, когда в Европе ничего подобного еще не существовало.

      Написание многотысячелетней истории  России позволит русскому народу почувствовать гордость за своих предков, за себя, и за свою Родину. Это повысит самосознание народа, как единого этноса и пробудит задавленные ныне созидательные силы и энергию всего общества.

Как ни странно, но в западном мире проблема отсутствия национальной идеи стоит не менее, а может, и более остро. Сытый, старый мир, полностью регламентированный и ужасно скучный. Пресытившаяся Америка, образом которой являются жирные полицейские и пожарные, не говоря уж о простых обывателях, жизнь которых только начинается с разминочных ста пятидесяти килограммов живого веса.

      В таких условиях единой идеей, способной объединить человечество, могло бы стать желание войти в Галактическое Содружество разумных рас, или хотя бы освоение какой- либо планеты. Не все же тратить деньги на вооружение. Игры в войнушки пора прекратить. Надоело…  Слышите, господа президенты?

      Очень важно, что Россия на сегодняшний день наиболее подготовлена к контакту с внеземным разумом, или, иначе, инопланетянами. И именно это, как я полагаю, сильно беспокоит руководство Америки в первую очередь и, руководство Евросоюза во вторую. Они не могут смириться со второй ролью в предстоящем контакте и пытаются сделать все от них зависящее, чтобы ослабить Россию даже уже не экономически, а скорее этически, ибо для внеземного разума при оценке места и времени контакта важна прежде всего способность проживающей в данной местности общности людей к сожительству с другими народами. А это и есть самая сильная черта Российского этноса, которой мы должны дорожить и всячески ее усиливать.

      Сохранение, как главного национального достояния, морали и этики людей, проживающих в Российской Федерации, нужно признать важнейшей задачей государства. Именно этические нормы должны стать основой формирующегося общественного сознания. Может быть, мы даже сформулируем их. Например, в Конституции…, или в школьном учебнике. Это ведь важнее, чем законы Ньютона….  Не правда ли?

Александр Смирнов

© 2005-2010 ОАО "НИИМЕСТПРОМ" 603167, г. Н. Новгород, ул. Маршала Казакова, д.3
Rambler's Top100
Created by GraphitPowered by TreeGraph