НИИМЕСТПРОМ
НИИМЕСТПРОМ
Научно-исследовательский центр  конструкторско-технологический институт местной промышлености
НИИМЕСТПРОМ
img
img

Смирнов А.Н. "Перспективы развития России" (ИПФО, июнь 2007)

   В опубликованной в США книге А. и Х. Тоффлеров "Война и антивойна: выживание на заре ХХI столетия" утверждается:

  "В этом мире будет три типа стран:

     а) страны с преимущественно мускульной рабочей силой, выполняющие аграрно-сырьевые функции. Они имеют минимальное количество связей с внешним миром. Для жизнедеятельности характерны низкие темпы. Основной продукт их экспорта - национальные сырьевые ресурсы и сельскохозяйственная продукция;

    б) страны индустриального типа с высокими темпами жизнедеятельности и средней интенсивностью внешних связей. Главным продуктом экспорта этих стран являются товары, потребляемые в первой и третьей группе стран;

    в) страны, в основе экономики которых информационные технологии. Жизнедеятельность их - на сверхвысоких скоростях. Их информационные коммуникации охватывают мир. Главные предметы экспорта - знания, обратимые в богатства и финансово-информационные услуги, т.е. речь идет о странах постиндустриального развития.

   Возникает совершенно определенное опасение, что в этом раскладе России отводится место в первой группе, т.е. страна "с преимущественно мускульной силой, выполняющей аграрно-сырьевые функции". Это опасение подтвердил в 1995 году председатель объединения немецких станкостроителей доктор Фред Штайнер. Отвечая на вопрос, как он видит перспективу научно-технического взаимодействия стран Запада с Россией, он сказал: "Я думаю - в соединении западной технологии со сравнительно дешевой рабочей силой в России".

   Многие политологи и экономисты считают, что Россия, чтобы не оказаться окончательно в роли сырьевого придатка развитых стран Запада и в хвосте мирового развития, должна иметь одной из главных целей формирование постиндустриального общества на основе восстановления прежде всего своей разрушенной экономики, развитие передовой технологии, с упором на национальную базу, с сохранением и умножением своей собственной уникальной общности народов, с преодолением экономической узости социализма и социальной ограниченности капитализма.

   На мой взгляд, всегда существуют определенные приоритеты, определяемые и наличием сырьевой базы страны, и наличием сильной или слабой промышленности, и наличием накопленного интеллекта в стране, выражающегося в количестве и качестве высших учебных заведений, и, естественно, наличием научного потенциала, выражающегося  опять же в количестве и качестве разрабатываемых новых технологий. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах за счет добычи нефти обеспечен высокий уровень жизни коренного населения. В Швейцарии даже не помышляют о создании мощной промышленной индустрии, потому что это может нанести непоправимый вред экологии страны. Япония взяла на себя изготовление электроники и автомобилей  и добилась в этом высочайших вершин. Китай взял на себя производство ширпотреба и в ближайшие годы вытеснит всех конкурентов с этого рынка. Налицо происходящее во всем мире разделение труда.

   Звучащие в настоящий момент призывы вновь заняться всем сразу, вступить в грандиозную конкурентную борьбу со всем миром, которую мы однажды уже проиграли, выглядят мо меньшей мере, непродуманными. В экономическом плане предложения направить средства, полученные от продажи сырья, не на улучшение уровня жизни людей, а на бесперспективное состязание с обогнавшими нас на несколько десятилетий промышленно и научно развитыми странами напоминают профанацию. Так что же? – смириться с ролью сырьевого придатка планеты? – это нам-то? – бывшей «Великой Империи»? – А вот и да!

   Нужно смириться с ролью, которая определилась на данном этапе истории, спокойно сыграть эту роль и постепенно, не в горячах, выработать стратегический план развития на ближайшие сто – двести лет. Смешно потрясать мускулами, которых у нас нет. Давайте их сначала накопим. Ведь ни для кого не секрет, что промышленность России не восстановилась после кризиса начала 90-х годов. И этой проблемой ни одно правительство на протяжении 17-ти лет не озаботилось. Не было принято никаких мер по восстановлению промышленности, из чего можно сделать вывод, что это, в общем-то, никому в правительстве никогда и не было нужно. Так чего же сейчас-то суетиться? Поздно.

   Чтобы двигаться дальше, мы должны отказаться от прежних притязаний и оценить реальное положение России в мировом сообществе. Чем мы ценны для мирового сообщества? Во-первых, и это бесспорно, Россия является одним из крупнейших производителей нефти, газа, золота и  алмазов, не считая вообще практически всей таблицы Менделеева, содержащейся в недрах России. Следовательно, мы должны сосредоточиться на геологоразведке, производстве и транспортировке сырьевых ресурсов, и научиться делать это хорошо, а еще лучше, если станем лучше всех в мире. Действительно, на сырье в последние десятилетия наблюдается бурный рост спроса практически во всем мире. Даже одно это направление может покрыть все потребности страны в ближайшие 30- 50 лет.

   Во-вторых, очевидно наше преимущество в количестве территорий, или просто земли. Значит, мы можем производить много сельскохозяйственной продукции. При сегодняшних ценах это заявление может вызвать улыбку. Однако следует учитывать перспективу развития мировой экономики.

   По оценкам экспертов ООН в области народонаселения к 2050 году численность населения Земли может достигнуть 9 – 10 млрд. человек. При этом от 1,5 до 5,5 млрд. человек будут проживать в странах, где не выполняется норматив минимальной обеспеченности обрабатываемыми сельскохозяйственными землями – 0,07 га пахотной земли на душу населения. Чтобы обеспечить питанием человечество, необходимо к тому же 2050 году увеличить производство сельскохозяйственной продукции на планете вдвое. Решение этой задачи  возможно за счет увеличения количества пахотных земель и выращивания новых, более продуктивных сортов. Думаю, не открою большого секрета, сказав, что именно в России  находится большое количество необрабатываемых, или неэффективно обрабатываемых земель. Поэтому при прогнозируемом увеличении народонаселения и одновременном дефиците пахотных земель становится очевидным сначала постепенный, а затем лавинообразный рост цен на все продукты питания. Учитывая, что Россия обладает огромной территорией, экспорт сельскохозяйственной продукции через 30 – 40 лет может сравняться с  экспортом  энергоносителей, или даже превысить его.

   Это прекрасно понимают на Западе. Именно поэтому одним из основных условий вхождения в ВТО России является ограничение государственной поддержки сельхозпроизводителей на уровне в 5 – 15 раз ниже аналогичной поддержки в других странах – членах ВТО, в частности США, Германии, Великобритании и других.

   Здесь нелишне будет упомянуть и о возможности демографического давления со стороны наших Больших соседей: Китая, Америки, Индии и Японии. В этих условиях, чтобы сдержать территориальные претензии, нам необходимо удвоить численность народонаселения России к 2050 году. Предпринятые меры стимулирования рождаемости неплохи, но явно недостаточны.

   В-третьих, существует и еще одно природное богатство – лес. Просторы нашей страны могут позволить обеспечить лесом половину мира, но мы почему-то этим не занимаемся. Если уж валим лес, то потом там уже ничего не растет, тонкостой попросту уничтожается, воспроизводством лесов никто не занимается. А ведь это не сложно. Во всем мире уже применяются новые технологии воспроизводства лесов и их промышленной вырубки. Высаживаемый лес достигает зрелости через 15-18 лет. Появляется возможность организовать так называемое 18-ти лесье. Конечно, нужна подготовка кадров; конечно, нужны дороги; конечно, нужна энергия. Но создать такую программу несложно. Нужно лишь задаться этой целью.

   В-четвертых, это просто электроэнегия. Мы спокойно можем экспортировать электроэнергию, которой не хватает во всем мире. У нас самое большое побережье с сильными ветрами, где могут устанавливаться ветроэлектростанции; у нас газовые теплоэлектростанции могут устанавливаться недалеко от месторождений газа, либо, наоборот, рядом с границами страны – импортера электроэнергии; у нас на Камчатке геотермальные источники энергии, достаточные для развития не только Камчатского полуострова, но и прилегающих территорий. Мир изменился. Теперь, чтобы управлять миром, палец нужно держать не на кнопке запуска ядерной ракетой, а на кнопке отключения подачи электроэнергии. Хотя, конечно, ракеты тоже иметь неплохо.

   В-пятых, признана в мире наша роль в производстве хороших ракетоносителей, атомных подводных лодок, атомных судов, а также вооружений. Давайте сосредоточимся на этих направлениях и смежных им и их обслуживающих. Включая, естественно новые технологии. Пусть специальные институты и промышленные предприятия специализируются на этом. Пусть ежегодно создаются и испытываются новые модели и модификации.

   Вот и все. Этого вполне достаточно.

   Итак, приоритетное планирование можно разделить на три вида:
   -- краткосрочное;
   -- среднесрочное;
   -- долгосрочное.

   К краткосрочным можно отнести сырьевые отрасли, такие, как нефтедобычу, газодобычу, продажу леса, производство ракетоносителей, вооружения и поставку электроэнергии, т. е. то, что реально существует и приносит реальную прибыль.

   К среднесрочным можно отнести производство сельскохозяйственной продукции, продукции лесопереработки и машиностроение. Здесь достаточно оказывать политическое содействие и налоговое льготирование этих направлений.

   И, наконец, к долгосрочной перспективе можно отнести высокотехнологичные производства и высокие технологии. Это направление требует грамотного планирования, финансирования, и государственной поддержки.

   Желательно при этом не утрачивать позиции, достигнутые ранее, хоть это и не обязательно. Невозможно контролировать все. Необходимо передавать пройденные рубежи дружественным государствам, усиливая таким образом их политическую и экономическую роль в мире.

   Среди стратегических партнеров можно назвать Индию и Китай. Эти две страны плюс Россия могут контролировать половину территории планеты Земля и половину ее населения. Это не мелочь. Это стратегическое преимущество. Его нужно использовать.

   Теперь о финансировании среднесрочных и долгосрочных программ. Конечно, высокие технологии не возникнут из ниоткуда, только из мнения об их перспективности. Их необходимо финансировать уже сейчас, чтобы через двадцать – тридцать лет получить преимущество. Это слишком долго, чтобы частный инвестор принял решение о вложениях и потратил на это всю свою жизнь. Это в интересах государства, а не частного лица, если, конечно, срок жизни этого этого частного лица не превышает ста лет. Поэтому решение правительства о финансировании нанотехнологий  выглядит разумным и перспективным.

   Однако, на мой взгляд, уже сейчас необходимо объявить о приоритетных направлениях развития нашей страны и об уступке в развитии некоторых отраслей, чтобы более малые страны смогли спрогнозировать свои стратегические планы развития. Иначе, не видя перспективы, эти страны сосредоточатся на получении ядерного оружия, как на некой панацее от всех бед. К примеру, как Иран, или Пакистан. Или же на терроризме, как признании права на самоопределение и уважение. Глобализация породила новые правила игры на планете. И эти правила необходимо понять и использовать. Тот, кто поймет и использует их раньше, получит преимущества.

   Вопрос налогообложения в России – это вообще вопрос особый. По моему глубокому убеждению, уровень налогообложения должен делиться на три части: для малых, средних и крупных предприятий. Налоги от малых предприятий должны полностью поступать в местные бюджеты, налоги от средних предприятий должны делиться пополам между местными и областными  органами власти и, наконец, налоги от крупных предприятий должны делиться пополам между областными и федеральными органами власти. Исключение должны составлять акцизы, полностью зачисляемые в федеральный бюджет, и налоги на землю и на имущество, зачисляемые полностью в местные бюджеты.

   Вопрос налогообложения малых предприятий в настоящее время отработан неплохо. Поэтому малые предприятия на упрощенной форме бухучета могут развиваться легально. Труден переход от малого предприятия к крупному. Поэтому предприниматели искусственно затягивают этот процесс, создавая целую сеть малых предприятий. Чтобы облегчить этот переход и заинтересовать предпринимателей в постепенном росте, необходимо ввести понятие среднего предприятия, разработав для  него особый Закон. Форму бухучета и общий состав налогов при этом уже можно сделать такую же, как для крупных предприятий, а вот ставка налогов при этом не должна превышать 50%. Это относится ко всем налогам, кроме социального. Социальный налог должен остаться 14%, как для малых предприятий, и в последующем эту ставку следует распространить и на крупные предприятия.

   Естественно, из налогового законодательства должны быть исключены недобросовестные ловушки против предпринимателей. Такие, к примеру, как единовременная уплата налога на прибыль со стоимости всех накопленных малым предприятием основных средств за время работы на упрощенной форме бухучета. Такие ловушки приводят к недоверию между государственными органами и предпринимателями.

   Итак, среднесрочное и долгосрочное планирование развития экономики России совершенно необходимо для объединения всех созидательных сил страны в определенном направлении. Это позволит снизить непроизводительные затраты энергии человеческого потенциала страны. Да здравствует планирование!

Александр Смирнов

© 2005-2010 ОАО "НИИМЕСТПРОМ" 603167, г. Н. Новгород, ул. Маршала Казакова, д.3
Rambler's Top100
Created by GraphitPowered by TreeGraph