Работа представлена кафедрой философии и социальных наук Волжской государственной академии водного транспорта. Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Владимиров Александр Анатольевич.
Анализируемая проблема является безусловно актуальной, ибо в стране начаты активные процессы развития местного самоуправления, регионального и даже федерального (создание Общественной палаты РФ). Все эти процессы носят организационно-практический характер, но для своего эффективного осуществления они нуждаются в серьезном научном анализе и обосновании, чтобы исключить опасность волюнтаризма и субъективизма (вспомним времена правления Н.С. Хрущева).
Проводимая в стране административная реформа, касается не только федеральных, но и региональных, и местных органов власти. Реформа местных органов власти должна осуществляться по двум принципиальным направлениям:
1)совершенствование системы местного управления,
2)совершенствование системы местного самоуправления.
Именно такое единство обеспечивает становление гражданского общества в России, ибо гражданское общество – это общество регулируемое правовыми и нравственными нормами.
Правовые регуляторы исходят от власти, от государства и охраняются законом. Нравственные регуляторы исходят от общества, от общественных объединений и охраняются общественным мнением.
Особое место в системе гражданского общества занимает бизнес, который исходит от общественных объединений и в то же время опирается на государственно-правовые нормы.
Прошедшие в стране Российские форумы и продемонстрировали общую тенденцию становления единства трех социальных сил общества:
1)государство – сила права, законов,
2)бизнес – сила финансов,
3)общество – сила интеллекта и морали.
Очевидно, что развитие системы местного управления и самоуправления и должно ориентироваться на использование и укрепление единства этих трех сил.
В современных условиях России необходима разработка системы местного управления и самоуправления в рамках административной реформы и в условиях становления гражданского общества. Такая система может быть экспериментально апробирована на любом уровне местного управления и самоуправления.
Сформулированная идея может быть содержательно развернута в концепцию:
1. Местное управление – это система административно-правовой управленческой деятельности на любом уровне, кроме федерального и окружного. Эта система включает в себя взаимодействие всех базовых компонентов управленческой деятельности: субъекты, объекты, средства, процессы, условия, среда.
2. Местное самоуправление – это система управленческой самодеятельности всех видов общественных объединений граждан. Она тоже включает в себя все компоненты управленческой самодеятельности: субъекты, объекты, средства, процессы, условия, результаты, среда.
3. Гражданское общество – это управленческий социальный институт, который базируется на системе управления (власть) и на системе самоуправления (общество).
4. Объектом управления со стороны гражданского общества, являются все сферы социума: экономическая, экологическая, научная, художественная, педагогическая, управленческая, медицинская, физкультурная.
Создание Общественной палаты Федерального уровня – знаменательное событие в истории современной России. Впечатляет и то, что палата создана по инициативе высших органов власти. Не будем забывать и того, что этой инициативе властей способствовали 4 Всероссийских форума, посвященных по существу одной проблеме: единство власти, общества и бизнеса. Грубо говоря, эти три силы сегодня в России представляют 3 социальных субъекта, деятельность которых определяет становление Гражданского общества в стране. Отрицательное отношение к командно-директивному и охлократическому режимам существует у всех слоев населения. Преодоление автократии на основе естественного права и преодоление охлократии на основе позитивного права – это и тенденция, и перспектива развития России.
Необходимо учитывать, что в современной России существует более 650 тысяч общественных объединений, т.е. организаций, фондов, союзов, партий, ассоциаций и пр. внегосударственного характера. Они все очень многообразны и типологически трудно определяемы: религиозные, художественные, научные, политические, медицинские, спортивные, образовательные, экологические и т.д. Все это формы проявления самодеятельности народа. Если власть со всеми се органами не справляется с регуляцией общественной жизни, то нужна помощь общества, общественных объединений. Достаточно вспомнить известные добровольные народные дружины (ДНД).
С теоретической точки зрения создание общественных объединений разного типа вполне согласуется с философским учением о праве, согласно которому в обществе существует наряду с позитивным, государственным правом и естественное право народа, право, на страже которого стоит общественное мнение, общество. Вероятно, закономерно говорить о том, что гражданское общество и может существовать на основе двух названных регуляторов: правовые нормы и общественные правила. Союз государства и общества, власти и народа, права и морали – основа движения к гражданскому обществу.
Следует отметить и специфику этих двух социальных сил: на стороне государства – власть, на стороне общества – интеллект. Особое место в этой системе занимает бизнес. Сила бизнеса – финансовая. Но при этом необходимо различать бизнес и предпринимательство. Если цель бизнеса – финансовая, деньги и т.п., то цель предпринимательства – благо страны, ее развитие. Государство со всеми его органами и инструментами и должно поддерживать предпринимательство, а не бизнес по американскому образцу.
Общественная палата России и создана с целью поощрения, стимулирования отечественного предпринимательства с его социально-гуманитарными целями. Эти цели и ориентированы на развитие науки, образования, здравоохранения, искусства, спорта и т.д. Уже первые шаги деятельности Общественной палаты говорят об этом.
Разумеется, существует множество вопросов по данной проблеме: способ формирования общественной палаты, социальный статус палаты, типология ее комитетов, функции палаты, возможности ее трансформации. В частности, возникает вопрос об аналогичном создании общественных палат регионального характера. Полезно здесь учесть и опыт вечевых республик Руси, и опыт Земств и другие исторические примеры собственного развития.
В целом, надо положительно оценить становление подобных общественных органов самоуправления, именно самоуправления, поскольку это организации, руководствующиеся внутренними мотивами и творческим, нестандартным отношением к делу. Будущее за ними.
Самоуправление в самом широком смысле слова мы рассматриваем как противоположность управлению. И это основано на диалектической поляризации деятельности и самодеятельности в любой сфере общественной жизни. Мы уже привыкли к противопоставлению художественной деятельности и художественной самодеятельности, медицинской деятельности и медицинской самодеятельности (самолечение) и т.д. На наших глазах, особенно в системе России происходит процесс становления управленческой самодеятельности в форме самоуправления и на региональном, и на федеральном уровне. Самоуправление мы и рассматриваем как форму управленческой самодеятельности народа, общества, общественных объединений и организаций. Органы управления (государственные институты власти) должны и в правовых, и в общественных актах создавать возможности становления и развития органов самоуправления.
Реально в современной России под воздействием общественного мнения и самих органов власти происходит формирование самых различных органов самоуправления: это и федеральная Общественная палата, множество Палат старейшин, Молодежных парламентов, Общественных академий, Спортивных обществ, Экологических движений и т.д. Важно подчеркнуть, что эти органы самоуправления в любой сфере общества действуют в рамках Конституции РФ, а значит, могут формировать каналы взаимодействия с соответствующими органами власти. То есть создается реальное социальное поле взаимосвязи управления и самоуправления, что важно для становления гражданского общества.
Функциональный подход к характеристике органов самоуправления не может не опираться на общую концепцию функций управления: планирование, организация, руководство, контроль, регулирование. Эти функции, характеризующие разные задачи упорядочения социальных процессов, представлены и в системе самоуправления.
Только в каждом случае функция обретает самодеятельную форму: самопланирование, самоорганизация, саморуководство, самоконтроль, саморегулирование. Эффективность решения этих задач и определяет эффективность всей системы органов самоуправления. Это предполагает, разумеется, наличие управленческой культуры у субъектов самоуправления.
Дальнейшие перспективы исследования данной проблемы.
Это, прежде всего, необходимость исследования диалектической связи управления и самоуправления. Далее, это содержательный анализ структуры и функций самодеятельных органов управления и их правовой статус.
Наконец, нуждается в систематической обработке огромный опыт становления, часто совершенно новых для страны органов федерального, регионального и местного самоуправления.
Александр Смирнов |