РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГОУ ВПО «ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
________________________________________________________________
Научный руководитель
доктор философских наук, профессор Владимиров Александр Анатольевич
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Соколов Сергей Васильевич,
доктор философских наук, профессор Петров Вадим Петрович
Ведущая организация
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»
Защита состоится 14 ноября 2007г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.01 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».
Автореферат разослан «_____» октября 2007г.
Учёный секретарь
диссертационного совета
кандидат философских наук, профессор Е.В. Федотов
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Постперестроечный период развития России обозначил целый ряд проблем, которые ранее не являлись актуальными и в теоретическом, и в практическом отношении. В ряду этих проблем можно выделить такие как определение сущности правового государства, определение природы суверенной демократии, выяснение специфики социального государства, анализ структуры и функций общественной палаты, обоснование стратегического значения приоритетных национальных программ и др.
Нам важно отметить, что в ряду важных социальных проблем современной России находится и проблема выяснения сущности, структуры, функций, социального статуса, типов органов самоуправления. Даже их статус (федеральные, региональные, местные) еще до конца не определен. Это имеет важное значение для принятия соответствующих законодательных актов. Достаточно сказать, что «Закон о развитии органов местного самоуправления» в основном обращен на проблемы развития местного управления. Мы считаем, что необходимо четко разграничивать прежде всего статус органов управления и органов самоуправления. Не надо забывать, что по свидетельству В.В. Путина, в стране существует около 650 тыс. общественных (внегосударственных) объединений, организаций, фондов, союзов, партий, ассоциаций и т.д. Это огромный интеллектуальный, организационный, финансовый потенциал страны, который может и должен быть задействован органами государственной власти как резерв, как помощник, как союзник в решении актуальных проблем социально-экономического развития России.
Важно подчеркнуть, что отсутствие или неэффективное использование этого самоуправленческого потенциала может приводить и уже приводит в ряде регионов к нежелательным эксцессам, конфликтам, противостояниям и террористическим действиям, которые подпитываются религиозными, национальными, конфессионными, политическими различиями. Если органы государственной власти со всеми их правовыми инструментами еще не могут в достаточной мере осуществлять диагностику, профилактику и пресечение действий экстремистского характера, то на помощь могут прийти внегосударственные организации.
При этом полезно иметь в виду, что общественные объединения имеют различный профильный статус: политические, религиозные, художественные, научные, экологические, образовательные, медицинские, спортивные и т.д. Эта многопрофильная организация открывает универсальные возможности воздействия на граждан.
Учитывая универсальный социальный характер различных общественных объединений в стране, охватывающих по существу все сферы общественной жизни, необходимо констатировать важность именно социально-философского их исследования.
Во-первых, следует отметить ограниченность чисто менеджерского подхода к данной проблеме, потому что теория менеджмента занимается изучением: 1) в основном только управленческих структур и функций и 2) только в экономической (хозяйственной, коммерческой, финансовой) сфере.
Во-вторых, именно социальная философия как целостное учение об обществе ближе всего смыкается с теорией социального управлении, которая, к тому же, должна активно изучать не только управление, но и самоуправление во всех его типах и формах.
В-третьих, особо подчеркнём, что объекты исследования в нашей работе входят непосредственно в поле интересов социальной философии: социум, управление и самоуправление, сферы общественной жизни, социальные структуры и социальные функции и т.д.
Осмысление всех этих процессов в современной России предполагает как научный анализ базовых проблем, так и выработку практических рекомендаций по становлению системы общественного самоуправления.
Автор надеется в данном исследовании рассмотреть наиболее важные аспекты проблемы, опираясь на существующие разработки и законодательные акты.
Степень разработанности проблемы
Сам многоаспектный характер исследования феномена социального самоуправления потребовал от автора обращения не только к междисциплинарным источникам, но и анализа тех концепций самоуправления, которые сложились в границах различных общественных наук: философии, социологии, политологии, юриспруденции, теории социального управления, прежде всего.
В философском плане проблема самоуправления в современной литературе исследуется в ее отношении к самоорганизации, синергетическим аспектам общества, тенденции движения от «хаоса к порядку», трансформации управления в самоуправление и т.д. В этом отношении интерес представляют работы И.Пригожина, А.И. Субетто, А.М. Пищика, С.И. Савчука, Л.Петрушенко, С.В. Соколова, Л.А. Зеленова, А.Н. Иванова, Н.Н. Александрова, В.Г. Афанасьева, В.А. Кутырева и др.
Данные работы и представленные в них положения для нас представляют интерес, прежде всего, с точки зрения анализа места управления в системе общества. Исторически акты управления совершались и совершаются, поскольку существуют и объективные, и субъективные регуляторы поведения людей и социальных институтов. Мера их воздействия на социальные субъекты определяется не только мощью самих факторов, но и способностью субъектов противостоять им. Отсюда и вытекает сама проблема самоуправления: могут ли субъекты из объектов управления превратиться в субъектов управленческой деятельности.
В работах названных авторов дается и определение управления, и различение управления с близкими понятиями (организация, руководство, регулирование), и анализ компонентов управленческой деятельности, и функций управления. Но при всем этом единого понимания в существующей литературе по названным вопросам не выработано, что оставляет возможность автору выразить свою позицию.
Литература теоретико-управленческого характера призвана, по самой своей природе, анализировать базовые понятия теории управления, особенно теории социального управления. На этот счет имеются работы таких авторов как Л.Уманский, А.В.Бусыгин, А.П. Егоршин, А.С. Балакшин, В.П. Шалаев, А.В. Дахин, Г.Х. Попов, В.И. Терещенко, Д.Бодди, Р.Пейтон, М.Мескон, Р.Акофф, Ю.Осипов и др. Особый интерес могла бы представлять монография В.Золотова «Самоуправление непосредственных производителей: социально-экономические и организационные аспекты» (Н. Новгород: ННГУ, 1996. – 153с.), но в ней рассматриваются прежде всего вопросы хозяйственно-экономического самоуправления.
В работах, посвященных проблемам социального управления, закономерно ожидать ответы на наиболее фундаментальные вопросы: сущность управления, специфика социального управления, функции управления, компоненты управленческой деятельности, система управления и т.п. К сожалению, сегодня однозначного ответа на эти и подобные вопросы в литературе получить нельзя, ибо проблематика как была дискуссионной, так и осталась.
Если говорить о литературе правового характера, то надо учитывать, что она опирается на философские и теоретико-управленческие исследования. Сами проблемы философии права основаны на философском (историческом) анализе отношений естественного и позитивного права, гражданского общества и т.п., а растворять позитивно-правовые вопросы в проблематике магического, мистического, ритуального и т.п. характера, как это делает И.А. Исаев (Исаев, И.А. Власть и закон / И.А. Исаев. – М., 2006), – это значит уходить от специфической правовой проблематики.
Что касается непосредственных вопросов самоуправления, то специальных философских исследований в этой области нам обнаружить не удалось. Конечно, нельзя не назвать опубликованных докладов Межвузовской научной конференции «Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление» (Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление. – Межвуз науч. конф. – Пермь: ППИ, 1987. – 188с). В материалах конференции содержатся публикации более 80 авторов, посвящённые, прежде всего, выяснению цепочки связей в системе «самодвижение – самоорганизация – самоуправление». И это симптоматично, потому что проблема самоуправления органично связывается с фундаментальной философской проблемой «самодвижение». В то же время мы убеждены, что проблемы самоуправления (типы, структура, функции, статус) имеют важное теоретическое и практическое значение именно для нашей страны, которая имеет опыт Вечевых республик (11-13 вв.). Двигаясь вперед, полезно оглянуться и назад, на исторический опыт.
В нашу задачу входит исследование проблем органов самоуправления в современной российской действительности, хотя нельзя не отметить, что аналогичные проблемы существуют и в других странах. Прекрасный анализ мировой практики развития органов и форм самоуправления в основном в правовом аспекте дан в коллективной монографии «Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах» (Прудников, А.С., Ларин, Л.А., Максютин, М.В., Петрюк, М.Ю., Акимова, С.А., Эриашвили, М.И. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: Монография / А.С. Прудников и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – 271с.). В то же время можно высказать замечание, что авторы нередко отождествляют управление и самоуправление, что отражено уже в названии, и акцент делают на конкурентные отношения управления и самоуправления, хотя, как известно, не отношение конкуренции является оптимальной формой их взаимоотношения, а соревнование, ибо соревнование предполагает не только состязательность, но и взаимопомощь.
Предметом нашего исследования является феномен самоуправления в системе современного состояния России. Этот феномен является многогранным, поэтому автору было необходимо определить в нем тот аспект, который и превращается в объект диссертационного анализа.
Объектом нашего анализа является исследование социального статуса, структуры, типологии и функций органов самоуправления в современной России.
Целью нашего исследования является системный анализ формирования и функционирования органов самоуправления.
Этот замысел определил необходимость решения серии достаточно сложных задач, которые конкретизируют цель исследования:
- исследование социальной природы органов самоуправления;
- определение структуры правового и общественного статуса органов самоуправления;
- выявление оснований и принципов типологизации органов самоуправления на всех их уровнях;
- анализ реальных и возможных функций органов самоуправления.
Теоретические и методологические основы исследования
Поскольку проблема развития системы самоуправления обращена на социум, на общественные системы, постольку она должна базироваться на системном представлении общества, всех сфер общественной жизни. Это определило необходимость исследовать существующие точки зрения относительно сфер общества, ибо и управление и самоуправление обращены на свой единый объект – социум. Сам социум в литературе представлен не однозначно, ибо терминологически «общество» и «социум» постоянно отождествляются. Мы опираемся на те трактовки социума, которые в его структуре выделяют лишь то, что характеризует «человеческое измерение» общественной жизни.
В методологическом отношении мы самой логикой нашего исследования исходили из исторически проверенного и доказанного диалектического метода с учетом всего богатства его принципов, которые или в развернутом, или в имплицитном виде в нем содержатся: принцип поляризации, принцип системности, принцип развития, принцип мерности, принцип всесторонности и другие.
Научная новизна исследования
С точки зрения автора, то новое, что он мог внести в исследование достаточно актуальной проблемы, в том числе и с использованием своего практического опыта, может быть обозначено рядом положений:
-предпринята попытка научного определения статуса системы самоуправления в общественной жизни как всех многообразных форм проявления и организации общественного потенциала;
- совершен анализ сравнительного отношения управления и самоуправления в системе общественной жизни;
-дан анализ оснований и форм проявления общественного самоуправления как особого типа управления;
- представлена структура органов самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
- самоуправление проанализировано как интегральная форма внутренне мотивированного и творческого проявления управленческого потенциала народа;
- исследованы основные функции органов местного самоуправления с учетом особенностей их тактического программирования;
- предложена концепция интегрального взаимодействия органов управления и самоуправления в решении общих социально-экономических проблем.
Положения, выносимые на защиту
Социально-философский анализ формирования и функционирования органов самоуправления в современной России позволяет сделать ряд выводов, которые выносятся на защиту.
1. Прежде всего, автором обосновано разграничение понятий управления и самоуправления, что находит отражение и в аналогичном философском разграничении движения и самодвижения, сознания и самосознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля и т.д. Во всех случаях приставка «само» фиксирует внутреннюю активность субстрата или субъекта, известную свободу их от внешних воздействий.
2. Если управление в широком смысле слова означает приведение одной системы в состояние, задаваемое программой другой системы, то самоуправление внутренне детерминировано, поскольку объект управления превращается одновременно и в субъект управления. Если управление как деятельность совершается по внешнему долженствованию и по сложившимся программам (способам), то самоуправление – это внутренне мотивированная и одновременно творческая, новационная деятельность.
3. Важным в социально-философском плане является и рассмотрение диалектики управления и самоуправления как реализации общеисторического закона трансформации деятельности в самодеятельность. Это проявляется практически во всех сферах общественной жизни: художественная деятельность – художественная самодеятельность, медицинская деятельность – медицинская самодеятельность, педагогическая деятельность – педагогическая самодеятельность и т.д.
4. Трансформация управленческой деятельности в управленческую самодеятельность (управление в самоуправление) – это историческая закономерность общества. Она опирается и на действие «естественного права», и на закономерность становления гражданского общества, и на необходимость единства государства и общества, власти и народа, права морали.
5. Универсальное понимание управления и самоуправления позволяет автору выйти за границы не только политико-правового представления самоуправления, а интерпретировать его как всеобщее проявление социальной активности общества. И это доказывается самой практикой формирования не только политических, но и спортивных, научных, педагогических, медицинских, экологических и т.д. форм, институтов, типов самоуправления. Понятие «общественное самоуправление» и схватывает единство этого многообразия, что достаточно явно представлено в структуре комитетов, подразделений созданной в нашей стране Общественной палаты.
6. Введение понятия «местное самоуправление» заставляет более широко посмотреть на уровни самоуправления, выделяя в них федеральный, региональный и муниципальный типы.
7. В работе на основе типологического анализа функций управления предлагается и аналогичное понимание функций самоуправления: самопланирование, самоорганизация, саморуководство, самоконтроль, саморегулирование.
8. В то же время важно учитывать особенно в современных условиях диалектическое взаимодействие управления и самоуправления, чтобы избежать как опасности автократии, так и опасности охлократии.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Автор понимает, что в теоретическом отношении проблема анализа сущности, структуры, статуса, функций самоуправления на любом его уровне еще не является актуальной. Тем не менее, как показывает история становления теории маркетинга, теории менеджмента и других новых научных образований, возможны в перспективе и капитальные исследования в области разных видов самодеятельного творчества народа: самоуправление, народная медицина, народное искусство, самодеятельное творчество, народная педагогика, народная кулинария и пр. Все формы и виды народного творчества – это не что иное, как модусы самодеятельности. Профессиональная деятельность, основанная на внешнем долженствовании и на стандартных способах, себя изживает. Огромный потенциал многовекового опыта народа может проявить себя и в условиях постиндустриального общества. В области управления социальными процессами это наиболее очевидно. Именно здесь и развертывается потенциал самоуправления, т.е. управленческой самодеятельности народа.
В практическом отношении наше исследование может помочь энтузиастам на местах использовать имеющиеся у них возможности для организации оригинальных форм самоуправления вплоть до замены официальных органов самодеятельными. Такова перспектива.
Апробация исследования
Результаты исследования докладывались автором на различных научных конференциях и симпозиумах, нашли отражение в публикациях: Смирнов, А.Н. Типология и функции самоуправления: монография /А.Н. Смирнов. – Н. Новгород: Нижегородский печатник, 2007. – 80с.; Смирнов, А.Н. Научные основы теории самоуправления /А.Н. Смирнов // Законы научной сферы общества. - Мат-лы 10-й Междунар. Нижегор. ярмарки идей. – Н. Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2007. – С.90-91; Смирнов, А.Н. Система и принципы местного самоуправления в Российской Федерации /А.Н. Смирнов //Экономические споры: проблемы теории и практики. – 2006. - № 2,3. – С.92-101, 109-119; Смирнов, А.Н. Местное самоуправление как политико-правовой институт /А.Н. Смирнов //Экономические споры: проблемы теории и практики. – 2007. - №1. – С.86-96; Смирнов, А.Н. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации /А.Н. Смирнов //Экономические споры: проблемы теории и практики. – 2007. - №2. – С.102-108; Смирнов, А.Н. Перспективы развития России /А.Н. Смирнов //Инвестиции в Приволжском федеральном округе. – Н. Новгород: ВЗАО «Нижегородская ярмарка». – Июнь 2007. – С.9-11; Смирнов А.Н. Органы самоуправления в становящемся гражданском обществе (типологический анализ) /А.Н. Смирнов //Вестник ВГАВТ. – Вып.19. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2006. – С.85-87.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социальных наук ВГАВТ 27 августа 2007 года.
Структура диссертации
Сам объект исследования определил логику изложения проблемы.
В главе 1 «Социальная природа органов самоуправления» исследуется место органов самоуправления в системе российского общества (1.1), а также специфика этих органов с учётом региональных особенностей страны (1,2).
В главе 2 «Типология органов самоуправления» даётся анализ типов сфер общественной жизни (2.1), которые определяют и типологию деятельности органов самоуправления (2.2).
В главе 3 «Структура и функции органов самоуправления» рассматриваются не только нормативы функционирования органов самоуправления (3.1), но возможные перспективы развития их структуры и функций (3,2).
В Заключении подведены итоги исследования и сделаны некоторые рекомендации.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы, показана степень её исследования, определены цель и задачи, теоретические и методологические основы анализа, сформулированы основные положения новизны и выносимых на защиту итогов исследования, отмечены значимые в теоретическом и практическом отношении результаты, а также дана характеристика апробации проблемы и структуры диссертации.
Глава 1. «Социальная природа органов самоуправления» посвящена анализу исторического становления самоуправления в России.
Учитывая, что понятие самоуправления до сих пор остаётся дискуссионным и в философской, и в юридической литературе, в диссертации, прежде всего, излагается наша интерпретация становления и развития органов самоуправления в России (1.1) с выявлением их сущности и статуса в системе общества, а также, опираясь на имеющиеся современные материалы теоретического и организационного характера, представлены для обсуждения альтернативные трактовки региональной специфики органов самоуправления (1.2).
В параграфе 1.1 «Становление органов самоуправления в России» отмечается, что анализируемая проблема является безусловно актуальной, ибо в стране начаты активные процессы развития местного самоуправления, регионального и даже федерального (создание Общественной палаты РФ). Все эти процессы носят организационно-практический характер, но для своего эффективного осуществления они нуждаются в серьезном научном анализе и обосновании, чтобы исключить опасность волюнтаризма и субъективизма.
Проводимая в стране административная реформа касается не только федеральных, но и региональных и местных органов власти.
Реформа местных органов власти должна осуществляться по двум принципиальным направлениям:
1) совершенствование системы местного управления,
2) совершенствование системы местного самоуправления.
Именно такое единство обеспечивает становление гражданского общества в России, ибо гражданское общество – это общество, регулируемое правовыми и нравственными нормами.
С теоретической точки зрения создание общественных объединений разного типа вполне согласуется с философским учением о праве, согласно которому в обществе существует наряду с позитивным, государственным правом и естественное право народа, право, на страже которого стоит общественное мнение, общество.
В целом, надо положительно оценить становление подобных общественных органов самоуправления, именно самоуправления, поскольку это организации, руководствующиеся внутренними мотивами и творческим, нестандартным отношением к делу.
Конституция Российской Федерации рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (статья 3); признает и гарантирует его (статья 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя – свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, что является несомненным признаком строительства демократического правового государства.
В Федеральном законе от 06.10.2003г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступающем в силу с 01.01.2009г., дается такое понятие: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Местное самоуправление – составная часть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1986 года устанавливает, что оно должно быть закреплено в законодательстве или даже конституции каждой страны.
Местное самоуправление – одна из форм самоуправления как социального явления, и для него характерен ряд признаков данного социального явления.
Во-первых, местное самоуправление есть система организации деятельности граждан на соответствующей территории.
Во-вторых, местное самоуправление предполагает единство самодеятельности и ответственности.
В-третьих, местное самоуправление имеет свой объект. Оно предполагает самостоятельное решение вопросов местного значения.
В-четвертых, для местного самоуправления характерно доминирование интересов населения соответствующей территории, которые имеют приоритет по отношению к общегосударственным интересам.
В-пятых, местное самоуправление организуется и функционирует как система, учитывающая исторические, национально-этнические и иные традиции местного населения.
В-шестых, местное самоуправление опирается на правовую базу.
Местное самоуправление начало развиваться в Европе в середине ХIХ века. В то время сложились и доныне существуют три основные системы местного самоуправления: англосаксонская, при которой исключаются какие–либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий; французская, допускающая контроль центральной власти через специально назначаемых представителей, или в иных формах; германская, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.
В России местное самоуправление также имеет свои исторические корни. Наиболее последовательно оно развивалось на уровне сельских (крестьянских) общин. Основы городского самоуправления были заложены в России Петром I.
Одним из первых правописных актов, представляющих городам некоторую независимость и самостоятельность, была жалованная Грамота Екатерины II от 21.04.1785 г. «На права и выгоду народам Российской Империи». Данной Грамоте предшествовало издание в 1775 г. Указа для управления губерний. Параллельно с городским самоуправлением в России активно развивалось самоуправление сельских жителей, основой которого являлись земские учреждения. В Советское время местное самоуправление осуществлялось через Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты. В переходный период были изданы Указы Президента РФ по этому вопросу, утвердившие Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Основные положения о выборах в органы местного самоуправления.
В параграфе 1.2 «Региональная специфика органов самоуправления» специально рассмотрены особенности самоуправления с учётом исторически сложившихся условий данного региона.
С социально-философской точки зрения эта проблема достаточно понятна, ибо общее реализуется через особенное, общие закономерности проявляют себя в форме специфических, особенных модусов, в которых существуют не только общие принципы, признаки, но и своеобразные их проявления. Здесь важно исходить из диалектической связи общего и особенного.
Если делать акцент на общее, это, в конечном счете, приводит к абсолютизации сходства, единства, а значит и игнорированию различий, особенностей, при этом возникает опасность догматизации общих закономерностей. Это, например, мы видим сегодня в реализации концепции глобализации. Если же делать акцент на специфике, особенностях и т.п., то существует опасность элиминации того общего, родового, спецификацией которого и является выявление и учет особенностей того или иного явления. И в современных условиях становится понятной концепция национализма как ответ на концепцию глобализации.
Решение проблемы возможно только на путях диалектического единства общего и особенного, сходства и различия, родовой общности и видового своеобразия.
Это имеет прямое отношение к проблеме реализации концепции развития самоуправления в России. В связи с этим особый интерес представляет анализ конкретного материала различных регионов страны, которые не только обсуждают, но и реализуют на своей территории общий закон о системе самоуправления. Важно, что в самих регионах, субъектах Федерации не только ищут четкое определение на уровне понятий феноменов управления и самоуправления, но стремятся предложить собственные трактовки данных понятий, определить структуру и функции самоуправления и даже сам статус органов самоуправления.
Одним из основных концептуальных положений Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является организация местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации на основе двух типов муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов.
Двухуровневая схема территориальной организации местного самоуправления (муниципальный район – городские и сельские поселения) после завершения этапа установления границ и статуса существующих и вновь образуемых муниципальных образований должна быть реализована во всех субъектах Российской Федерации.
Проведенный анализ выявил следующие типы муниципальных образований, существенно различающиеся принципами определения территории, установления их границ и статуса:
- Городские округа, созданные в соответствии с требованиями Федерального закона;
- Городские округа – районы;
- Сельские поселения – районы;
- Сельские поселения, созданные в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом;
- Городские поселения, образованные в соответствии с требованиями Федерального закона, в состав территории которых входит один город или один поселок;
- Городские поселения, образованные в соответствие с требованиями Федерального закона, в состав территории которого входят один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
- Городские поселения, в состав которых включены более 2-3 сельских населенных пунктов, до 10 -15 (В некоторых случаях для таких поселений разработан «генеральный план поселения», в который включены сельские населенные пункты, расположенные на значительном расстоянии /до 10-15 км./ от административного центра поселения);
- Городские поселения – районы.
Очевидно, в данном перечне приведены и такие типы муниципальных образований, которые не должны были быть сформированы, поскольку не соответствуют положениям Федерального закона при их комплексном толковании.
На основании проведенного анализа можно констатировать, что в результате реализации первых этапов реформы местного самоуправления - установления границ, территорий и статуса муниципальных образований, структуры органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований и проведения в них выборов депутатов и должностных лиц, в большинстве субъектов Российской Федерации созданы правовые, институциональные и организационные условия для работы вновь образованных муниципальных образований.
Однако в некоторых субъектах Российской Федерации цели реформы существенно деформированы.
В подтверждение выше сказанного можно привести серию конкретных документов совещаний различных органов власти субъектов Российской Федерации, что представлено в диссертации.
Обнадеживает то, что реализация реформы начнется с 2009 г. Серия поправок, уточнений, замечаний свидетельствует прежде всего о том, что не учитывается специфика регионов, поэтому задача законодателей и заключается в том, чтобы диалектически связать общее и особенное.
В главе 2 «Типология органов самоуправления» отмечается, что неопределенность правового определения места и функций органов самоуправления в современной России отнюдь не исключает возможность с научной точки зрения предполагать решение этой проблемы. В данной главе обозначены основные подходы к рассмотрению важной социально-философской проблемы типологизации органов самоуправления, чтобы в последующей рассмотреть их функции и типы.
В параграфе 2.1 «Сферы общественной жизни» отмечается, что различные общественные, внегосударственные объединения, организации могут создаваться в условиях становления гражданского общества в России в самых различных сферах общественной жизни.
На наш взгляд, типология самодеятельных организаций может основываться на четком определении самих принципов типологизации. Размытость принципов – это дорога к размытому представлению типов внегосударственных форм и организации общественной жизни и форм самоуправления.
Исторически действует общесоциологический закон трансформации деятельностей в самодеятельности. И это объективно обусловлено: человек хочет стать личностью, личность - это не объект, а субъект общественной жизни, субъект исторического процесса. Как человек превращается исторически в личность, так и деятельность исторически превращается в самодеятельность.
При этом важно подчеркнуть двуединый процесс трансформации деятельности в самодеятельность. В конечном счете, это не что иное, как исторически обусловленное развитие двух родовых сущностей сил человека: потребностей и способностей.
Из закономерности обращенности управления на все сферы общественной жизни: управление образованием, управление наукой, управление искусством, управление экономикой и т.д. - следует рассматривать и саму проблему самоуправления.
Можно назвать ряд конструктивных подходов к системному представлению общества, а, значит, и к системе управления им.
Скажем, достаточно распространено представление об обществе как совокупности экономических и социальных процессов. Критика этого примитивного подхода основательно дана в монографии М.Г. Большакова (Большаков, М.Г. Диалектика социального и экономического развития общества. - Н. Новгород: НКИ, 2006.).
Во многих работах (см.: Е.В. Федотов и др.) традиционно следуют позиции 4-х сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная. В этой четверке нет экологической сферы, нет медицинской и др. А сами названные сферы содержательно не развернуты.
В отечественной литературе широко представлена концепция 5 сфер общества, развиваемая в ряде работ профессора М.С. Кагана: преобразовательная, познавательная, коммуникативная, оценочная и художественная (Каган, М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974). Автор пытается вывести эти 5 деятельностей общества из типологии субъективно-объективных отношений, но в результате многие роды деятельности остаются вне поля внимания (экологическая, медицинская, физкультурно-спортивная), а другие предстают не как деятельности, а как аспекты всех других деятельностей (коммуникативная или оценочная).
В работах Когана Л.Н. предпринята попытка типологии деятельности по 3 родам: материальная, духовная и социальная (Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1986; Коган, Л.Н. Человек и его судьба. - М., 1988).
Данная классификация не представляется научно корректной, потому что необходимо определить четкий статус социальной деятельности: какая она - материальная или духовная.
Нам удалось найти лишь достаточно конструктивный подход в решении данной проблемы, который представлен в 40-летнем исследовании этого вопроса в Общероссийской академии человековедения (Н. Новгород). Это уже достаточно известная концепция 8 родов деятельности и 8 сфер общественной жизни, которые развертываются на базе данных деятельностей. Исследования в этой области представлены в многочисленных публикациях.
Научный анализ позволил выделить 8 типов полярно выстроенных деятельностей, на базе которых формируются соответствующие 8 сфер общественной жизни: экономическая и экологическая, научная и художественная, педагогическая и управленческая, медицинская и физкультурная. Они являются социальными константами.
Концепция родов деятельности позволяет глубоко понять современную задачу всестороннего совершенствования нашего общества и его самоуправления.
В параграфе 2.2 «Типы органов самоуправления» мы исходим из концепции системной организации всей общественной жизни, а значит, и сама общественная жизнь в системе ее базовых сфер должна подсказывать возможность и необходимость формирования соответствующих ей органов не только управления, но и самоуправления.
Выше мы стремились показать, что система общества представляет собой исторически сформировавшиеся 8 сфер общественной жизни: экономическую и экологическую, научную и педагогическую, художественную и управленческую, медицинскую и физкультурную.
Важно подчеркнуть, что выделенные сферы общественной жизни являются константами общества, а значит, обладают статусом объективности и могут быть положены в основание типологии развития органов самоуправления.
Более того, сама система управления в любой стране складывалась как система органов управления сферами общественной жизни независимо от субъективных установок государственных деятелей.
Нам это важно в аспекте необходимости становления системы самоуправления, ибо сама эта система исторически выполняет две функции:
а) позитивную – как компенсаторы недостатков официальных органов управления, представленных законодательными, исполнительными и судебными структурами власти;
б) негативную – как оппозиционные власти структуры, как возбудители общественного мнения и стимуляторы протестных движений.
Говоря о типах органов самоуправления, нам важно выделить те сферы общественной жизни, в границах которых они складываются и функционируют.
Заслуживают внимания общественные формирования, осуществляющие деятельность в образовательной и медицинской сферах. Что касается образовательной сферы, то еще раз можно подчеркнуть ее приоритетный характер. Образовательная сфера во всех формах ее существования является сферой подготовки резерва кадров для всех других сфер. Сегодня сложности с финансированием сферы образования из государственного бюджета заставляют подключать сюда и общественные, внегосударственные механизмы обучения, образования и воспитания. Это давно явно представлено в развитии школ, колледжей, вузов, академий на коммерческой, т.е. внегосударственной основе. Эти организации нуждаются в государственной поддержке, правовой фиксации, льготном налогообложении и т.д.
Медицинская сфера общества реализует задачи воспроизводства поколений, сохранения здоровья граждан, восстановления нарушенного здоровья. Ее потенциал в стране достаточно силен, но научно-технический прогресс постоянно требует не только обновления инструментальной базы медицины, но и совершенствования медицинских технологий (профилактики, диагностики, лечения). Если этот процесс затормозится, то поле завоюют оккультные, шарлатанские, мистические и магические формы деятельности. В системе медицинской сферы при помощи государства необходимо поддерживать только те общественные формирования, которые не только опираются на научную медицину, но и используют многовековой опыт народной медицины. Примеров подобного рода достаточно много.
Что касается экономической сферы, то сюда включаются не только программы по строительству «доступного жилья», но и программы поддержки малого и среднего бизнеса в стране.
Нельзя не отметить широкого развития общественных объединений культурного, художественного профиля. Уже и в прежние годы мы с гордостью говорили о развитии в стране художественной самодеятельности (свыше 50 млн. граждан). Сегодня этот процесс развивается: создаются на общественных, самодеятельных основах поэтические, театральные, музыкальные, хореографические, живописные клубы, кружки, фонды, объединения, в том числе и на основе исторически сложившихся форм народной культуры.
Всем известно экологическое движение «зеленых» на планете, но и в нашей стране множество общественных объединений экологического характера. Часто у них нет правового статуса и внимания со стороны органов власти, но цели их благородны, идеалы общечеловечны, а научные основы давно заложены академиком В.И. Вернадским в его учении о ноосфере. Они ждут поддержки государства.
Подобное можно сказать и о физкультурно-спортивной сфере общества. Количество спортивных объединений в стране огромно, но почему-то развиваются китайские и японские виды, а не традиционные отечественные в виде знаменитого «русского кулачного боя» и т.п.
О научной сфере общества говорить трудно, ибо она базируется на профессионалах, специалистах. Но уже С.П. Капица в выступлении на круглом столе журнала «Вопросы философии» констатировал, что 50% научной продукции в стране создается «самодеятельными учеными»: рабочими, конструкторами, врачами, учителями, инженерами, архитекторами и т.д. Рационализаторское изобретательское и иное научно-техническое движение в стране включает в себя все новые и новые интеллектуальные силы России. В стране созданы многочисленные внегосударственные научные объединения.
Наконец, ещё раз о главном: сфера управления. Заметим, что «Закон о развитии местного самоуправления» в основном обращен на развитие управления (губернаторы, мэры и органы местной власти). Самоуправление – это развитие всей системы гражданского общества в стране, это развитие 650 тыс. общественных объединений в стране. Становление Общественной палаты - знаменательный симптом в этом процессе. Иначе говоря, необходимо развивать, поддерживать все органы федерального, регионального и местного самоуправления, ибо это и есть движение к демократии.
В главе 3 «Структура и функции органов самоуправления» дается оценка становления системы самоуправления с учетом переходного состояния России от административно-тоталитарной системы к гражданскому обществу. Рассматриваются воздействия государства на общественные объединения, которые могут быть достаточно жёсткими или мягкими в зависимости от целей и программ общественных объединений.
В параграфе 3.1. «Нормативные структуры и функции органов самоуправления» отмечается, что в современной исторической ситуации вся система самоуправления производна от системы управления. Властный характер органов управления определяет и их отношение к органам самоуправления. Иначе говоря, сегодня не самоуправление диктует свою волю управлению, а наоборот: управление определяет статус, функции, состав и пр. органов самоуправления. Это достаточно показательно, например, на опыте создания и становления такого органа самоуправления в России как федеральная Общественная палата.
Сама идея создания Общественной палаты исходила от государства, её формирование, состав, функция также определялись государственными положениями, что явствует из соответствующих указов.
Говоря о нормативном характере структуры и функций различных органов самоуправления, мы имеем в виду именно их государственно-правовой статус.
На этот счёт существует множество нормативных ограничителей-регуляторов: наличие учредителя; количественный состав учредителей; учредительное собрание; устав по нормативной форме; адрес расположения; печать, знаки, символы и пр.; направления деятельности; возможность открытия банковского счёта; нормативный состав организации; области деятельности; нормативные формы ликвидации и самоликвидации; соблюдение законодательных норм государства.
Конечно, всё это связано с финансовыми затратами, которые тоже нормативно определены.
Кроме нормативно-правовой проблематики, в современных условиях остро встают и проблемы финансово-экономической самодеятельности различных органов самоуправления. Эти проблемы начали активно обсуждаться на страницах таких журналов как «Муниципальная власть», «Муниципалитет», «Чиновник», «Городское управление» и др. На страницах этих и подобных журналов выступают не только теоретики, но и практики, которые выражают не столько озабоченность состоянием дел в области самоуправления, сколько проблемами его развития.
В связи с этим можно сослаться на ряд интересных в данном отношении работ: Васильев В.И.; Емельянов Н.А.; Буров А.Н.; Тихонов, Д.А.; Ясюнас, и др.
Если проанализировать содержание федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», то можно выделить три его аспекта:
1) свобода органов местного самоуправления как «самостоятельная и под свою ответственность деятельность»;
2) властные полномочия как способность «решения вопросов»;
3) территориальная ограниченность как способность решать «вопросы местного значения».
В каждом из аспектов можно фиксировать множество частных проблем, которые в интегральном выражении сводятся к необходимости осознания всех систем органов самоуправления как социальных институтов становления гражданского общества.
Государственное законодательство неизбежно регулирует деятельность органов местного самоуправления. И эта регулятивная функция государства относится, прежде всего, к трём аспектам деятельности: функциональному, субъектному и территориальному.
Важно отметить необходимость системного подхода к разработке муниципальных программ. При этом следует подчеркнуть, что нормативный аспект и в этом случае может быть учтён, поскольку федеральная власть уже перешла от сиюминутных программ-реформ к разработке и реализации Национальных проектов.
Различные регионы нашей страны с учётом их специфики, исторического опыта, кадрового потенциала, ресурсов могут не только поддержать такие программы как приоритетные, но и предложить «пионерские» (новаторские) проекты.
Народная, самодеятельная инициатива уже начинает проявлять себя не только на уровне предложений, но и реальных инноваций. Но это именно та перспектива, которая заслуживает специального рассмотрения, чему и будет посвящён следующий параграф.
В параграфе 3.2. «Перспективы развития структуры и функций органов самоуправления» говорится об Общественной палате федерального статуса. Само её создание является знаковым, потому что власть намерена советоваться с общественным мнением. Формирование Общественной палаты находится в стадии становления, поскольку значительная (2/3 состава) её часть по существу является назначаемой, а не избираемой. К тому же, функции (экспертные и консультативные) Общественной палаты явно ограничены, если иметь в виду её профессиональный состав.
Отмечается позитивное значение палаты, необходимость расширения её функций, выход на обсуждение долгосрочных программ, в частности, демографического, военного, научного, социального характера. Важно и то, что происходит стимулирование общественного мнения. По аналогии с федеральной палатой в разных регионах создаются подобные общественные палаты, а также молодёжные парламенты, советы старейшин, школьные парламенты и тому подобные формы самодеятельных общественных (внегосударственных) организаций. Всё это свидетельствует не только о поддержке населением инициатив власти, но и о проявлении собственного организационно-управленческого творчества, что мы и рассматриваем как виды самоуправления.
С теоретической точки зрения важно систематизировать эти народные движения, классифицировать их по сферам общественной жизни, о чём мы говорили выше. Со всей определённостью надо сказать, что настало время создания Федерального журнала «Народные инициативы» (энциклопедия народного опыта) с целью обобщения общественных инициатив, информирования о них властных органов, Общественной палаты, Государственной Думы. Этот многообразный, распылённый по огромной России народный опыт нуждается в систематизации. Инициативу по созданию и изданию данного журнала проявила Общероссийская академия человековедения, базирующаяся в Нижнем Новгороде.
Уже на этом этапе можно зафиксировать самые различные виды и формы народной инициативы (которая опирается на естественное право), в коих выражается самодеятельное творчество народа.
Иначе говоря, если мы хотим создать гражданское общество как общество взаимодействия власти и народа, государства и общества, мы должны, по крайней мере, обобщать, изучать, пропагандировать эти народные инициативы. Вот почему мы приветствуем идею создания федерального журнала «Народные инициативы».
Если говорить о перспективах и прогнозах не только развития системы местного самоуправления, но и её взаимодействия с системой управления, представленной не только федеральными, но и местными органами власти, то можно использовать аналитические материалы известных нижегородских политтехнологов А.В. Дахина, А.С. Макарычева, Н.П. Распопова, представляющих Нижегородский центр социально-экономической экспертизы. В их исследованиях, отражённых в специальным выпуске «Нижегородская область - 2005-2006: политические итоги года и прогнозные гипотезы 2007-2008» (Н. Новгород,2007), представлен глубокий анализ не только современной ситуации, но и социальной динамики её изменения на ближайшую перспективу.
В Заключении представлены основные результаты научного исследования и сделаны некоторые общие выводы.
1. Мы считаем становление различных форм и видов самоуправления в системе общества не случайным, а закономерным процессом активизации всех слоев населения общества. Ошибки и неудачи в этой области скорее являются уроком для будущих поколений, чем основанием для утверждения идей тоталитаризма и диктатуры.
2. Самоуправление в самом широком смысле слова мы рассматриваем как противоположность управлению. И это основано на диалектической поляризации деятельности и самодеятельности в любой сфере общественной жизни.
3. Наше исследование показывает, что в современной России под воздействием общественного мнения и самих органов власти происходит формирование самых различных органов самоуправления. То есть создается реальное социальное поле взаимосвязи управления и самоуправления, что важно для становления гражданского общества.
4. Содержательная трактовка самоуправления и органов, его осуществляющих, приводит автора к констатации множества объектов самоуправления, по отношению к которым народ, общество, общественные организации могут реализовывать свои потенции: экономическая сфера, экологическая, научная, художественная, медицинская, педагогическая и т.д. На основе этого анализа в работе осуществлен типологический анализ органов самоуправления.
5. Функциональный подход к характеристике органов самоуправления не мог не опираться на общую концепцию функций управления: планирование, организация, руководство, контроль, регулирование. Эти функции, характеризующие разные задачи упорядочения социальных процессов, представлены и в системе самоуправления.
Наши рекомендации на основе исследования могут быть достаточно корректными, ибо прогнозировать развитие гражданского общества довольно сложно.
По крайней мере, совершенно очевидна необходимость подключения общественности во всех ее институциональных формах к решению общегосударственных задач. Мы уже подчеркивали, что на стороне общества накоплен огромный общественный интеллект, использование которого позволит стране обеспечить не только собственное развитие, но и прорыв в конкурентные области мировой цивилизации.
Далее, мы хотим сказать, что развитие системы самоуправления в России не может начинаться с нуля. В нашей стране исторически накоплен опыт привлечения общественных, внегосударственных сил самого разного статуса к развитию отечественного потенциала. Нельзя ограничиваться изучением и внедрением зарубежного опыта, важно использовать собственный опыт и собственный потенциал.
Дальнейшие перспективы исследования данной проблемы:
а) это, прежде всего, необходимость исследования диалектической связи управления и самоуправления;
б) далее, это содержательный анализ структуры и функций самодеятельных органов управления и их правовой статус;
в) наконец, нуждается в систематической обработке огромный опыт становления, часто совершенно новых для страны, органов федерального, регионального и местного самоуправления.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
1. Смирнов, А.Н. Социальный статус органов самоуправления /А.Н. Смирнов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Кострома, 2006. - № 12. – С. 98–100.
Остальные публикации
2. Смирнов, А.Н. Типология и функции самоуправления: монография /А.Н. Смирнов. – Н.Новгород: Нижегородский печатник, 2007. – 80с.;
3. Смирнов, А.Н. Система и принципы местного самоуправления в Российской Федерации /А.Н. Смирнов //Экономические споры: проблемы теории и практики. – 2006. - № 2, 3. – С. 92-101, 109-119;
4. Смирнов, А.Н. Орган самоуправления в становящемся гражданском обществе (типологический анализ) /А.Н. Смирнов //Вестник ВГАВТ. – Вып. 19. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2006. – С. 85-87;
5. Смирнов, А.Н. Научные основы теории самоуправления /А.Н. Смирнов //Законы научной сферы общества. - Мат-лы 10-й Междунар. Нижегор. ярмарки идей. – Н. Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2007. – С. 90-91;
6. Смирнов, А.Н. Местное самоуправление как политико-правовой институт /А.Н. Смирнов //Экономические споры: проблемы теории и практики. – 2007. - №1. – С. 86-96;
7. Смирнов, А.Н. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации /А.Н. Смирнов //Экономические споры: проблемы теории и практики. – 2007. - № 2. – С. 102-108;
8. Смирнов, А.Н. Перспективы развития России /А.Н. Смирнов //Инвестиции в Приволжском федеральном округе. – Н. Новгород: ВЗАО «Нижегородская ярмарка». – Июнь 2007. – С. 9-11;
9. Смирнов, А.Н. Роль органов местного самоуправления в развитии художественных промыслов /А.Н. Смирнов //Этническая культура народов Поволжья. Н. Новгород: ННГАСУ, 2007. – С. 37-39.