НИИМЕСТПРОМ
НИИМЕСТПРОМ
Научно-исследовательский центр  конструкторско-технологический институт местной промышлености
НИИМЕСТПРОМ
img
img

Смирнов А.Н. "Полномочия органов местного самоуправления в сфере природопользования " (Экономические споры,№3,2007, стр.114-124)

А.Н.Смирнов

(Статья опубликована в журнале «Экономические споры:

проблемы теории и практики», №3, 2007 год, стр. 114-124)

Авторские права защищены

Полномочия органов местного самоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в условиях Нижнего Новгорода

В условиях проводимой в настоящее время административной реформы, а также реформы местного самоуправления особое значение приобретают вопросы четкости в определении предметов ведения органов власти и управления, а также разграничение полномочий органов публичной власти, поскольку государственный экологический контроль и управление рассредоточены не только по федеральным министерствам и ведомствам, но и передаются постепенно исполнительным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления.

Данная статья посвящена исследованию деятельности органов местного самоуправления в экологической сфере – эффективности  функционирования и проблемам, возникающим в области муниципального  экологического контроля.

Как установлено Конституцией РФ, организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает  децентрализацию системы управления в Российской Федерации и делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения с учетом исторических и иных местных особенностей.

В соответствии с основным законом страны, местное самоуправление – это такой способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно статье 12 Основного закона, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления нов рамках его полномочий.

В соответствии  со статьей 72 данного закона – установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются  федеральные законы и принимаются в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, несмотря на независимость местного самоуправления в Российской Федерации, именно органы государственной власти устанавливают полномочия местного самоуправления в различных сферах общественной жизни.

 В контексте статьи 18 Конституции РФ муниципалитеты как субъекты публичной власти в своей деятельности – нормотворческой, исполнительной, организационной и в пределах  компетенции должны решать вопросы охраны окружающей среды на территории муниципального образования.

Обозначим ряд проблем, которое в современных условиях  приобретают особое значение. Во-первых, проблема взаимодействия органов местного самоуправления и государственных органов власти при проведении  экологического контроля. Во-вторых, для России актуальной является не только проблема регулирования природоохранных и природоресурсных отношений, но также распределение  полномочий по всем уровням публичной власти.

Классификацию природоохранных полномочий органов местного  самоуправления можно проводить по различным основаниям. Наиболее удачная классификация, на мой взгляд, представлена в работе А.П. Анисимова и А.П.  Алексеева  «полномочия органов местного самоуправления в области охраны  окружающей среды».

Таким образом, во-первых по видам нормативных правовых актов можно выделить полномочия по охране окружающей среды, определяемые законами и иными нормативными правовыми актами РФ, ее субъектов, а также закрепляемые  в нормативных правовых  актах муниципальных образований.

Во-вторых, по видам муниципальных органов власти можно выделить полномочия представительных органов, исполнительных органов и главы муниципального образования, а также полномочия органов местного самоуправления специальной компетенции.

 В-третьих, по порядку закрепления полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере можно разделить на собственные полномочия, государственные полномочия, которые переданы путем делегирования или наделения, а также полномочия, возникшие в результате  заключения специальных договоров.

В-четвертых, по своему характеру экологические полномочия органов местного самоуправления можно разделить на общие и специальные. Общие  полномочия определяются правовыми актами трех видов: а) Конституцией РФ и конституциями (уставами) ее субъектов; б) законами РФ и ее субъектов о местном самоуправлении; в) уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований. Особенность общих полномочий в том, что они могут реализовываться не только в природоохранной деятельности муниципальных органов, но и применительно к иным сферам деятельности (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и т.д.). Специальные полномочия фиксируются как законодательством о местном самоуправлении, так и  законодательством об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, о земле, о недрах, лесным, водным законодательством.

В-пятых, по предмету природоохранной деятельности органов местного самоуправления их полномочия можно разделить на четыре группы. В первую включаются полномочия по охране окружающей среды в целом (как комплексного объекта). Во вторую – по охране отдельных видов природных объектов. Третья группа включает полномочия по созданию особо  охраняемых природных территорий и объектов местного значения. Четвертая группа включает полномочия по охране окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности (в сельском хозяйстве, градостроительстве,  при обращении с бытовыми отходами и т.д.)

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что органы местного самоуправления располагают полномочиями двоякого рода. Во-первых, решают вопросы местного значения. Во-вторых, реализуют отдельные  государственные полномочия, которые передаются местному самоуправлению органами  исполнительной власти.

 Что касается наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, то с одной  стороны, оно осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. С другой стороны, отдельные государственные полномочия могут передаваться органам  местного самоуправления на договорной основе. В таких договорах должны указываться: цель и сроки передачи, взаимные обязательства, материальные и финансовые средства, передаваемые для выполнения этих полномочий, ответственность сторон. Принципиальное значение имеет то, что решение вопроса о передаче полномочий органам местного самоуправления должно осуществляется только законами, поскольку Конституция РФ  не предусматривает иного способа наделения  муниципалитетов государственными полномочиями.

По мнению  разработчика Ф.З. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Тихомирова Ю.А., решение данного вопроса видится в том, что необходим федеральный закон о порядке  передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

Однако гораздо большее значение имеет норма о том, что без передачи материальных и финансовых средств, органы местного самоуправления не должны осуществлять переданные полномочия. Решение данного  вопроса определяет все дальнейшие законодательные изменения в области передачи на муниципальный уровень государственных «экологических» полномочий.

На эту проблему неоднократно обращали внимание ведущие ученые, практики, руководители муниципалитетов. По мнению общественных деятелей, политиков, глав муниципальных образований – в настоящее время основной проблемой органов местного самоуправления является -  «несоответствие прав муниципалитетов и их финансовых возможностей».

Кроме того, существует и проблема разграничения предметов ведения и полномочий между  органами государственной власти и органами местного самоуправления в экологической сфере.

Основная  тенденция нынешнего реформирования органов власти такова, что Российская Федерация снимает с себя большинство полномочий и передает их на региональный уровень и уровень муниципалитетов. В настоящее время значительному изменению подвергаются практически все законодательными «экологические» акты в связи с расширением полномочий  органов власти субъектов РФ, а также расширением перечня  вопросов местного значения.

Что касается экологической сферы, что следует отметить, что значительные изменения внесены в основной «экологический» закон – «Об охране окружающей среды». Данный закон занимает центральное место в системе экологического законодательства, устанавливая полномочия для субъектов власти всех уровней: государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, местного самоуправления.

Далее, в целях анализа полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, природопользования, необходимо рассмотреть нормативные правовые акты, устанавливающие компетенцию муниципалитетов в указанной области.

Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в экологической сфере составляют в настоящее время, помимо  Конституции РФ, общепризнанные нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, федеральные подзаконные акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

Принципиальная особенность законодательного регулирования  вопросов местного значения в настоящий момент заключается в одновременном действии трех основополагающих законов о местном самоуправлении:  № 1550-1 от 06.07.1991г., № 154-ФЗ от 12.08.1995г. и № 131-ФЗ от 06.10.2003г. Главный принцип их совместного действия состоит в том, что в установленный переходный период (до 2009 года) законы 1991 г. и 1995 г. регулируют вопросы местного самоуправления в части, не противоречащей нормам закона 2003 года и утрачивают силу с 01 января 2009 г.

Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в РФ» от 06.07.1991г. № 1550-1, принятый еще Верховным Советом РСФСР, предусматривает достаточно широкие полномочия органов местного самоуправления в области охраны природы и использования земли. В частности, в соответствии со статьей 71 вышеназванного закона, городская администрация – осуществляет управление и контроль в области использования и охраны земель, вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, других природных ресурсов, обеспечивает проведение мероприятий по охране окружающей среды, организует проведение экологической экспертизы, принимает решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный  природной среде.

Принятый 12 августа 1995г. Федеральный Закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Явился важным документом для становления и развития местного самоуправления в России, поскольку именно на основании данного закона принимались уставы, устанавливались финансовые и экономические основы местного самоуправления.

Анализ текста закона  дает основание сделать вывод о том, что он далеко не совершенен, и не все нормы, реализовывались на практике. В частности, в законе не было четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Федерации) и органами местного самоуправления. Кроме того, проблема  недостаточного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципалитетов так и не была решена.

В экологической сфере указанным законом установлены  основные  полномочия муниципалитетов, это: участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования, контроль за использованием земель.

Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, внесены значительные коррективы в правовое регулирование местного самоуправления в РФ.  В частности, законом более четко регламентированы задачи и функции муниципальных органов, более подробно прописаны экономические основы осуществления местного самоуправления.

Обращает на себя внимание, что новый закон существенно изменяет характер законодательства о местном самоуправлении, ограничивая возможность контроля субъектов РФ за органами местного самоуправления.

Здесь следует отметить, что в области охраны окружающей среды, данным законом предоставлены полномочия муниципальным районам и городским округам по вопросам организации мероприятий по охране окружающей среды, организации  благоустройства и озеленения территории создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Обращает на себя внимание, что нормы статьей 15  и 16 указанного закона, которые устанавливали компетенцию муниципальных районов  и городских округов по вопросам организации и осуществления экологического контроля объектов производственного и социального назначения, были вскоре исключены Федеральным законом от 31.12.2005г. № 199-ФЗ.

Анализируя федеральные законы, следует отметить, что Федеральным законом от 06.10.2003г.  № 131-ФЗ органам местного самоуправления предоставлены более существенные полномочия по «организации мероприятий по охране окружающей среды», чем простое «участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования», или

«обеспечение  проведения мероприятий по охране окружающей среды», установленные в ранее принятых законах.

В этой связи следует подчеркнуть, что в любом случае  перекладывание компетенции по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на муниципальный  уровень требует, как минимум разработки эффективной системы реализации этого закона, как максимум, передачи  финансовых средств для реализации полномочий муниципальным органам.

 В противном случае и дальше будет «углубляться противоречие между двумя тенденциями: сверху вниз идет сброс дополнительных обязанностей по решению местных и государственных задач, а снизу вверх увеличивается откачка финансовых средств, и сокращается для муниципальных бюджетов в общей бюджетной массе России».

 В конце 2004 года федеральным законом № 122  были внесены изменения  не только в социальную сферу, значительным изменениям подверглись  все сферы общественных отношений, в том числе экологическая. Указанный закон расширил полномочия органов местного самоуправления  в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В настоящий момент к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация  мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;  организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вопросы местного значения городского округа: это-организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Предметы ведения местного самоуправления регулируются также законодательными актами  субъектов Федерации.

 На уровне Нижегородской области действуют следующие нормативные акты, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления в экологической сфере:

Во-первых, Закон Нижегородской области от 08.04.1996г. № 27-З «Об организации местного самоуправления в Нижегородской области».

К вопросам государственного значения, в решении которых принимают участие органы местного самоуправления, в соответствии с данным  законом, отнесены: участие в природопользовании, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

Во-вторых, Устав Нижегородской области, статьей 11 которого  установлено, что в регионе осуществляются меры по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Отметим, что в ранее действовавшей редакции Устава области, были более подробно прописаны экологические требования, в частности, указывалось, что в регионе обеспечиваются  обязательность государственной  экологической экспертизы, осуществляется охрана биологического разнообразия,  реализуются меры, обеспечивающие экологическую безопасность. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, заказники, памятники природы, редкие виды растений и животных.

Кроме того, законами области устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативы платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются льготы при внедрении  природоохранных технологий.

Таким образом, законодательство Российской Федерации и ее  субъектов создало  достаточную правовую базу для участия органов местного  самоуправления в реализации задач по охране окружающей среды.

Но основной нормативный правовой акт муниципального образования, определяющий вопросы местного значения – это его устав.

Уставом города Нижнего Новгорода к полномочиям представительного органа местного самоуправления – Городской Думы относятся: определение порядка осуществления муниципального земельного контроля, утверждение правил землепользования и застройки города, утверждение местных программ использования и охраны земель. Полномочия городской администрации – это осуществление муниципального земельного контроля, а также реализация полномочий в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов. Кроме того, установлены полномочия, предусмотренные федеральными законами об экологической экспертизе.

 В Уставе города Нижнего Новгорода, действовавшем до 01 января 2006 года к полномочиям представительного органа местного самоуправления (ст.22) были отнесены: определение порядка распоряжения земельными участками, установление порядка использования природных ресурсов, так же объявление природных объектов местного значения, представляющими экологическую ценность, памятниками природы.

Полномочия исполнительного органа в области охраны окружающей среды (ст. 37) практически не претерпели изменений. К компетенции городской администрации относились: управление и контроль в области использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов, информирование население об экологической обстановке, а также принятие решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде.

Следует отметить, что закрепление именно в уставе структуры и полномочий органов местного самоуправления, является важнейшей задачей муниципалитетов.

К сожалению, федеральный законодатель крайне непоследователен в установлении компетенции органов местного самоуправления в экологической сфере. Этот вывод достаточно наглядно подтверждают постоянные изменения, вносимые в федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Федеральным законом от 29.12.2004г. № 199-ФЗ «О внесении  изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» в закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения, касающиеся в частности введения муниципального экологического контроля.

Однако Федеральным законом от 31.12.2005г. № 199-ФЗ данные изменения были исключены (в частности ст. ст. 68,68.1.).

Отметим, что единая структура природоохранных органов на уровне местного самоуправления в настоящее время отсутствует. Большинство структурных подразделений именуются управлениями (комитетами, департаментами, отделами) охраны окружающей среды (природных ресурсов, экологии) соответствующего муниципального образования. Однако есть и иные  оригинальные названия. Например, в г. Иркутске – отдел охраны окружающей среды городского комитета по делам горожан, в г. Улан-Удэ – Комитет  по строительству, в г. Ростове – на – Дону – муниципальная инспекция, а в г. Воткинске – Управление водолесопользования и природных ресурсов. Это допустимо, поскольку статья 68 закона «Об охране окружающей среды» предусматривала осуществление муниципального экологического контроля, как органами местного самоуправления, так и уполномоченными  ими органами.

В г. Н. Новгороде основными полномочиями в области охраны окружающей среды и природопользования наделен Комитет охраны  окружающей среды и природных ресурсов, входивший ранее в  структуру органа местного самоуправления. Позже в структуре  администрации города Н. Новгорода произошли изменения, которые привели к тому, что  в настоящее время из структуры органов местного самоуправления Комитет исключен. Его функции переданы муниципальному учреждению «Комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов», не входящему в утвержденную Городской Думой структуру городской администрации.

Следует особо подчеркнуть, что пунктом 3.3. Постановления Администрации г. Н. Новгорода от 16.06.2003г. № 64 «О муниципальных предприятиях города Нижнего Новгорода и муниципальных учреждениях города Нижнего Новгорода», учреждению предоставлено право осуществлять  предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.

С нашей точки зрения, наделение муниципального учреждения, которое может заниматься, в том числе, и коммерческой деятельностью властными полномочиями в области охраны окружающей среды, приводило к нарушению действующего законодательства.

В первую очередь – закона «О конкуренции  и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», статья 7 которого запрещает совмещение функций органов местного самоуправления с функциями  хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями органов местного самоуправления.

Как известно, муниципальные правовые акты могут быть отменены, или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, - уполномоченным органом государственной власти РФ. В связи с этим, Федеральная антимонопольная служба, в чьей компетенции находится рассмотрение  данного вопроса, обратила внимание на признаки нарушения антимонопольного законодательства.  Антимонопольный орган – специально уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере  антимонопольной деятельности.

Антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением законов, регулирующих отношения в области конкурентного права – рассматривает факты нарушения антимонопольного  законодательства, принимает по ним решения и выдает предписания в пределах своей компетенции.

Отметим, что нормы закона о конкуренции распространяются на соответствующие отношения, влияющие на конкуренцию и складывающиеся с участием, в том числе и органов местного самоуправления. Под действие норм данного закона подпадают и так называемые иные органы и организации, наделенные функциями и правами органов власти.

Речь идет, в том числе, об учреждениях, создаваемых органами местного самоуправления, которые на платной основе без законных на то  оснований реализуют некоторые функции властных органов. В рассматриваемом нами случае, указывается, с одной стороны, на осуществление контрольно-надзорных функций муниципальным учреждением «Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов», а с другой стороны, на вторжение в сферу свободного предпринимательства муниципального органа.

С нашей точки зрения, проблема заключается в том, что государство, устанавливая полномочия муниципальных органов, не всегда четко закрепляет порядок их финансового обеспечения. С одной стороны это противоречит Конституции РФ, устанавливающей обязательность такого обеспечения, а с другой стороны, приводит к тому, что органы местного самоуправления не могут в полном объеме выполнять возложенные на них функции  и вынуждены создавать учреждения, которые, выполняя функции органов публичной власти, сами финансируют свою деятельность.

Получается, что полномочия в области охраны окружающей среды муниципалитет закрепил за учреждениями, вынужденными для осуществления своих функций и реализации возложенных полномочий, заниматься предпринимательской деятельностью, что неизбежно ведет к ослаблению контроля. В данной ситуации, муниципалитет, наделив учреждение властными полномочиями, с одной стороны, и разрешив  предпринимательскую  деятельность, с другой стороны, нарушил действующее законодательство.

Представляется, что установленная законом возможность хозяйствующего субъекта заниматься предпринимательской деятельностью будет приоритетным направлением, перед осуществлением функций по охране окружающей среды. В настоящее время, когда ухудшается экологическая ситуация, возрастает количество экологических правонарушений, усиливается эксплуатация природных ресурсов, в сочетании с характерным нежеланием соблюдать экологические требования, следует повышать эффективность экологического контроля, в том числе путем устранения нарушений и противоречий, содержащихся в муниципальных правовых актах.

Необходимо отметить, что разбирательство в Нижегородском управлении Федеральной антимонопольной службы послужили реформированию органов муниципального экологического контроля г Н. Новгорода.

В ходе слушаний, проведенных в течение 2005-2007гг. в Нижегородском управлении Федеральной антимонопольной службы, представители администрации г. Н. Новгорода согласились с тем, что в действующих  муниципальных правовых актах содержатся нарушения и устранили их, убрав из устава муниципального учреждения пункт, устанавливающий право учреждения, наряду с осуществлением функций по охране окружающей среды, оказывать платные услуги неограниченному кругу потребителей.

Таким образом, практика указывает на то, что работа по правовому закреплению и регламентации полномочий органов местного самоуправления в среде природопользования и охране окружающей среды ведется  весьма непоследовательно, в связи с чем нормативная база по этому вопросу крайне недостаточна и не отвечает на все вопросы, которые приходится разрешать в данной среде.

 Комментарии

  • Боголюбов С.А. Обеспечение стабильности и эффективности экологического законодательства// Законодательство и экономика. 2003 № 9 С.90.
  • Бринчук М.М. Теоритические основы экологических прав человека // Государство и право. –2004.-№5 – С.15
  • Анисимов А.П., Алексеев А.П. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: вопросы классификации // Конституционное и муниципальное право. – 2003. -№2 – С.14
  • Комментарий к Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1997 С.40.
  • Материалы выступлений общественных деятелей// Российская газета. 2003. 22 октября.
  • См. напр.: Байдаков С.Л. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. / С.Л. Байдаков, Г.П. Серов. – М.: Анкил, 2003 – С.274.
  • Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении в РФ» от 06.07.1991г. № 1550-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР – 1991 №29 – Ст.1010
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28.08.1995г. № 154-ФЗ// СЗ РФ. – 1995 - №35. ст.3506
  • Муниципальное право: Учебник. Под ред. Е.С. Шугриной М. ТК Велби. Изд-вл Проспект, 2004 С.66
  • Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ// СЗ РФ. – 2003 № 40 Ст. 3822
  • Муниципальное право: учебник. Под ред. Е.С. Шугриной М. ТК Велби. Изд-вл Проспект, 2004 С.67
  • См.: Материалы круглого стола. Какая реформа нужна местному самоуправлению// Нижегородские Новости – 2004 – 10 декабря.
  • Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» // СЗ рФ 2004 № 35 Ст. 3607
  • Закон Нижегородской области от 08.04.1996г. № 27-3 «Об организации местного самоуправления в Нижегородской области» с изм. и доп. // Правовая среда –1996 № 16 (116) – 24 апр., 1997 - № 15 (165). – 16 апр.; 1999 № 37 (240) – 30 авг.; 2000 - № 19 (323) – 31 мая; № 48 (352) – 27 дек. 2001 - № 1 (353)-10 янв.; № 19 (371). 23 мая; № 39 (391) – 31 окт.
  • Устав Нижегородской области: Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 22.12.2005г. № 1809-111// Нижегородские новости 2006. 18 января.
  • Устав Нижегородской области: Постановление Законодательного Собрания от 18 апреля 1995г. № 35 // Нижегородские новости 1995. 28 апреля.
  • Устав г. Н. Новгорода: Постановление Городской Думы г. Н. Новгорода от 23 ноября 2005г. № 91 // Нижегородский рабочий. 2005 30 декабря.
  • Устав г. Н. Новгорода: Постановление Городской Думы г. Н. Новгорода от 29 января 1998г. № 1, утвержден Постановлением  Законодательного Собрания Нижегородской области от 15 октября 1998г. № 20// Нижегородский рабочий. 1998 05 февраля.
  • О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований: Федеральный  закон от 29 декабря 2004г. № 199-ФЗ// СЗ РФ. – 2005 - № 1 (часть 1) – ст.25
  • Кичигин Н.В. Правовые проблемы формирования регионального и местного законодательства о муниципальном экологическом контроле // Экологическое право. – 2004 № 1 – С.38
  • Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2002 № 525 «Об утверждении положения о муниципальном учреждении «Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ»; Распоряжение мэра г. Иркутска от 06.06.2002г. № 031-10-726/2 «Об утверждении положения о комитете по делам горожан г. Иркутска»; Постановление Администрации г. Воткинска Удмуртской Республики от 06.03.2002 № 818 «О муниципальном экологическом контроле». Постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 06.12.1995 № 1616 «О создании муниципального учреждения «Муниципальная инспекция г. Ростов-на-Дону».
  • Постановление Городской Думы от 19.03.2003 № 17 «О Положении о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды на территории г. Н. Новгорода // «Нижегородский рабочий» 2003 10 апреля.
  • Постановление Городской Думы г. Н. Новгорода от 17.12.2003г. № 105 «О структуре администрации г. Н.Новгорода» //Документ опубликован не был. Консультант-плюс региональный выпуск
  • О муниципальных предприятиях города Н. Новгорода и муниципальных учреждениях города Н.Новгорода: Постановление Администрации г. Н. Новгорода от 16.06.2003 № 64 //Документ опубликован не был. Консультант – плюс региональный выпуск.
  • Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948 –1 с изм. и доп. // Ведомости СНД и ВС РСФСР – 1991 -№ 16 – ст. 499; 1992 - № 34 – ст.1966г.; 1992 - № 32 – ст 1882; СЗ РФ – 1995 - № 22 –Ст 1977; 1998 - № 19 – ст. 2066; 2000 № 2 – ст. 124.
  • Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник М: Норма, 2004 С. 363
  • Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе Постановление Правительства РФ от 30.06.2004г. № 331 // СЗ РФ 2004 - № 31 –ст. 3259
  • Агапов А.Б. Административное право: учебник/ А.Б. Агапов М. Дашков и К 2005-с. 627
  • Богданова Е.Е. Административный порядок защиты гражданских прав// Право и экономика – 2004 № 5 – с.28
  • Багандов А.И. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства России// Современное право – 2003 № 3 с.17
  • Еременко В.И. Новая редакция закона о конкуренции: достижения и просчеты// Законодательство и экономика – 2003  № 2 – с 25

 

 

 

 

© 2005-2010 ОАО "НИИМЕСТПРОМ" 603167, г. Н. Новгород, ул. Маршала Казакова, д.3
Rambler's Top100
Created by GraphitPowered by TreeGraph